"Деловой Петербург". Аудиторы проехались по монополии

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. SPIEF2013. Первый день экономического форума.

Обозреватель dp.ru Александр Сологуб - о возможных кандидатах на пост главы РЖД на фоне слухов о скорой отставке Якунина.

Полку недоброжелателей главы РЖД Владимира Якунина прибыло. Если раньше публичная критика его деятельности исходила в основном от оппозиционера Алексея Навального, расследовавшего историю строительства особняка с шубохранилищем, якобы принадлежащего Якунину, то теперь недовольство деятельностью главы РЖД выразила Счетная палата РФ. Ее аудиторы проанализировали реформу государственной железнодорожной монополии с 2001 по 2010 год и остались недовольны результатами. В частности, тем, что значительная часть реформаторских мероприятий выполнена несвоевременно. Так, с опозданием на несколько лет создана нормативная база, регулирующая доступ компаний к инфраструктуре.
Недовольны аудиторы и тем, что РЖД так и не создали механизм поддержки убыточных видов деятельности, прежде всего это касается пригородных пассажирских перевозок, которые фактически деградируют. Ежегодно РЖД сокращают из–за убытков количество электричек. Только в этом году их число может уменьшиться по всей стране на 144 единицы. В результате снижается мобильность жителей некоторых регионов.
Вцелом, резюмируют аудиторы, проведенные преобразования в отрасли существенно не улучшили эксплуатационные характеристики и техническую оснащенность дорог.
Частные перевозчики единодушно поддерживают выводы аудиторов, но сказать об этом лично Владимиру Якунину, да и вообще кому–либо из руководства дороги, боятся.
Страшно не за собственную жизнь, конечно, а за бизнес, ведь любая критика может обернуться отлучением от самой крупной в мире сети железных дорог, пусть отсталых и медленных, а это ставит крест на бизнесе. Поэтому предприниматели терпеливо ждут перемен к лучшему.
Отчет Счетной палаты воскресил слухи об отставке президента РЖД, которые распустили летом прошлого года никому не известные, кроме спецслужб и Якунина, недоброжелатели. Теперь участники рынка снова с упоением обсуждают возможных претендентов на место Якунина.
Первым в списке кандидатур, как и прошлым летом, значится вице–президент РЖД, курирующий строительство высокоскоростных магистралей, Александр Мишарин. Под номером два идет председатель совета директоров железнодорожной монополии Кирилл Андросов. Некоторые эксперты всерьез называют будущим главой РЖД помощника президента РФ, экс–министра транспорта Игоря Левитина. Смена кадров, по мнению некоторых экспертов, может случиться после Олимпиады, хотя контракт у Якунина истекает этим летом. Стоит ли Владимиру Якунину собирать вещи? Вряд ли. Даже его отставка по истечении контракта кажется маловероятной. Договор продлят. Ведь в конце прошлого года Владимир Якунин получил от президента РФ Владимира Путина орден Дружбы за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. А это означает, что все риски за критику деятельности Якунина ложатся на недоброжелателей и, вероятнее всего, Владимир Якунин покинет свой пост только при неудачных перевыборах президента страны.