Кто и как нарушает при строительстве трассы Москва-Петербург

Автор фото: Тихонов Михаил

Счетная палата нашла нарушения в строительстве трассы Москва-Петербург (исполнитель – "Мостотрест" Аркадия Ротенберга). Ничего особенного: необоснованное завышение стоимости, отсутствие частных вложений в "концессию", отсутствие некоторых документов.

Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки строительства высокоскоростной автомагистрали Москва-Петербург на участке к 258 — 334 км (обход Вышнего Волочка). Как сообщили в пресс-службе СП, выявлены многочисленные нарушения.
Заказчик строительства — госкомпания "Российские автомобильные дороги", исполнитель – ОАО "Мостотрест" Аркадия Ротенберга. Общая стоимость проекта – около 500 млрд рублей.
По данным аудиторов СП, концессионное соглашение содержит многочисленные ошибки, в том числе в оценке стоимости проекта. Не подтверждена обоснованность, экономическая эффективность и реализуемость заявленных в соглашении параметров. Утверждена не вся рабочая документация, не завершено переустройство коммуникаций, на строительных участках недостаточно квалифицированных рабочих, и все это может привести к срыву сроков строительства.
Общая стоимость этого участка – 51 млрд рублей. Цена выросла на 6,6 млрд рублей относительно данных госэкспертизы. Экономическое и правовое обоснование этого повышения отсутствует.
В первый год работ на реализацию проекта потратили 11,8 млрд рублей. 98% этих средств – государственные, частных – 2%. "Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций", — констатируют в СП.
Также аудиторы выяснили, что трасса после ввода в эксплуатацию будет приносить многомиллиардные убытки. На 2015-2033 гг. запланировано 43,5 млрд рублей эксплуатационных платежей и лишь 34,68 млрд рублей доходов от использования трассы.
Результаты своей проверки аудиторы направят министру транспорта, в Совет Федерации и Госдуму. Впрочем, ни у кого нет иллюзий, никому из экспертов не кажется, что министр транспорта или тем более Госдума что-то изменят.
Дело даже не в Аркадии Ротенберге, а в том, что не случилось ровным счетом ничего необычного. Соглашение содержит ошибки, в том числе в оценке стоимости? А кто не ошибается? Не подтверждена обоснованность и реализуемость заявленных параметров? Исполнители просто доверяют своей интуиции. Утверждена не вся документация? Не будем же мы бюрократами и крючкотворами, верно? Недостаточно квалифицированных рабочих? А мы компенсирует неквалифицированными. Выросла стоимость? А что вы хотите – инфляция. Лишь 2% средств в "концессии" частные? Да, бизнес пока несознателен. Трасса будет работать в убыток? Зато она будет хорошей.
Если сравнить этот объект, скажем, с любым олимпийским, то выяснится, что все эти особенности – правило, а не исключение: и неподтвержденная обоснованность, и необъяснимый рост цен, и отсутствие документации и квалифицированных рабочих, и отсутствие частных денег в "концессиях", и убыточность проектов в будущем.
Государство ставит большую задачу (Олимпиада по первому разряду, хорошая дорога между двумя столицами) и столь же щедро ее финансирует. Кому-то повезло ее реализовывать, да, не без этого. Счастливая звезда. Но какая тут может быть обоснованность и эффективность? Это вам не Германия.