Украина выпустит облигации на $2 млрд — их в рамках помощи выкупит Россия. За счет займа партнеру страна сможет защитить свои торговые интересы в $36 млрд и заодно поможет дальновидным американским инвесторам заработать десятки миллионов долларов.
Россия вновь поможет Украине финансами, как и договорились политики государств в декабре прошлого года. Украинские власти приняли решение доразместить транш двухлетних еврооблигаций на $2 млрд, который выкупит Россия вдобавок к прошлому траншу облигаций на $3 млрд, размещенному 23 декабря 2013 года. Таким образом, государство прокредитует соседа на $5 млрд — и еще $10 млрд помощи Украина получит от России в 2014 году за счет облигаций или специальных прав заимствования. То есть в этом году Россия станет крупнейшим украинским кредитором и будет владеть почти третью ее госдолга.
Украина в прошлом году продолжила набирать долги — как внешние, так и внутренние. По данным Минфина страны ее совокупный внешний долг вырос за 2013 год на 7% — до $37,5 млрд, а внутренний увеличился на 5,5% — до $35,5 млрд. При этом большая часть роста внешнего долга пришлась на выпуски облигаций. Главным игроком этого сектора в ушедшем году оказался американский фонд Franklin Templeton Investments, который скупил 20% гособлигаций Украины на общую сумму около $5 млрд. Эта покупка укладывается в его инвестиционную стратегию — фонд специализируется на скупке обязательств стран с терпящей бедствие экономикой. В этом случае он не прогадал — еще в декабре только на новостях о финансовой помощи России украинские облигации с погашением в июне подорожали почти на $3, а угроза дефолта по бумагам этого и остальных выпусков практически исчезла, то есть при покупке этих бумаг американцы смогли бы заработать в тот момент около $150 млн.
Основной вопрос заключается в том, что сама Россия получит в обмен на существенную финансовую помощь своему партнеру. Доходность купленных облигаций на уровне 5% — явно ниже рыночной, и доход от такого инвестирования средств можно даже не учитывать. Очевидно, что покупка обязательств Украины обусловлена политическими мотивами, но эксперты отмечают, что пока Россия не может выстроить четкую стратегию по отношению к соседу, а значит, не может и рассчитывать на то, что кредиты повлияют на российско-украинское сотрудничество.
"Использовать кредиты как фактор давления на Украину вряд ли получится — это может привести к дефолту страны, который не выгоден никому. Все зависит от того, как будут рассматриваться эти кредиты в будущем. Либо на них будут смотреть как на помощь партнера, либо как на инструмент манипулирования, ошибку, допущенную когда-то украинским правительством. Пока мы ближе ко второму варианту, а значит — дальше от возможности обратить этот шаг себе на пользу", — сетует Александр Батушанский, глава консалтинговой группы "Решение".
В то же время эксперты напоминают о том, что у Украины и России есть множество неразрешенных вопросов, на диалог о которых должны при удачном ходе дел повлиять выданные кредиты. Во-первых это модернизация украинской газотранспортной системы, через которую часть российского газа добирается до европейских потребителей, во-вторых — участие страны в Таможенном союзе, которого Россия так пока и не смогла добиться от Украины.
"Помимо этого, Россия крайне заинтересована в сохранении Украины вне каких-либо блоков, особенно военных. Следующим логическим шагом после подписания соглашений с ЕС было бы размещение базы НАТО на территории страны. Россия рассматривает всю зону постсоветского пространства как регион своих интересов, а Америка предпочла забыть о договоренностях на эту тему еще времен Горбачева. Выданные Украине кредиты дают России дополнительные рычаги воздействия в диалогах на эти темы", — отмечает Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации.
Часть аналитиков считает, что эти кредиты — скорее "медвежья услуга" для Украины, которая за счет них сможет отложить на потом сложные структурные реформы. Финансовая помощь со стороны России заставила страну развернутся в сторону соседа и вновь отчасти подпасть под его влияние, но эксперты считают, что гораздо более полезным шагом для самой Украины были бы изменения в структуре экономики.
"Россия выдала эти кредиты потому, что нам не нужен под боком источник нестабильности, ухудшающий в том числе и нашу инвестиционную привлекательность, а нужен хороший рынок сбыта и надежный партнер. Но эта помощь в итоге оказалась нацелена не на долгосрочное улучшение ситуации — скорее, на решение сиюминутных проблем. То, что сейчас действительно нужно Украине — абстрагироваться от взаимоотношений с Россией и ЕС и сосредоточиться на развитии своей собственной экономики", — считает Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал".
При этом роль Украины как партнера по торговле нельзя недооценивать — в 2013 году она в этом плане была самой активной среди стран СНГ. Товарооборот между странами за 11 месяцев 2013 года достиг $35,9 млрд, экспорт России в Украину составил $21,4 млрд, а импорт из нее — $14,4 млрд. Пока объемы российско-украинской торговли превышают даже успехи стран, входящих вместе с Россией в Таможенный союз.