"Деловой Петербург". Новый регулятор усилит надзор

Автор фото: Волков Павел

Топ-менеджер "Ренессанс страхования" Владимир Тиняков - о том, как страховой рынок отреагировал на создание финансового регулятора.

Пожалуй, одно из самых серьезных влияний на страховой рынок оказывают действия надзорного органа. То, насколько серьезно изменились его методы, почувствовалось сразу после создания мегарегулятора. Первое направление, в котором начал активно работать Банк России, — усиление надзора за участниками рынка. Хотя, если посмотреть на то, что сейчас происходит на рынке, создается впечатление, что многие страховщики пока на это не обращают внимания либо считают, что изменения временные. Это не так. Я абсолютно уверен, что рынок ждет усиление надзора. Речь не идет о том, что будет полная унификация инструментов надзора с теми, которые применяются на банковском рынке. Я говорю именно о принципах — надзор за страховыми компаниями будет столь же тщательным, как за банками.
И если кто–то пока пытается сохранять демпинг или запредельные комиссионные посредникам (что, по сути, одно и то же), допускает нарушения в выплатах возмещения, то скоро такой политике будет положен конец. Регулятор настроен очень серьезно, чистка рынка будет быстрой, и пример банкротства СК "Россия" — лучшее тому подтверждение. Даже те компании, которые вообще не допускают серьезных нарушений, должны внимательно проверить, адекватна ли их информационная инфраструктура, не будут ли возникать проблемы с подготовкой отчетности, с соответствием всем требованиям контроля. Одним из ключевых критериев для надзора является соответствие капитала и принятых на себя компаниями обязательств.
В той экономической ситуации, которую можно прогнозировать на ближайшие год–два, у страховых компаний, ориентированных на долгосрочную перспективу, есть только один путь — тщательная работа с затратами, очень внимательный анализ всех бизнес–процессов. А ключевым инструментом для этого является автоматизация — по сути, это вообще единственно возможный путь для крупных страховых компаний. Пока немногие компании располагают адекватными системами. Кстати, можно прогнозировать, что такое развитие рынка неизбежно ускорит его консолидацию. Только крупные компании смогут соответствовать требованиям к информационным технологиям, таким как недавно внедренная Российским союзом страховщиков система проверки коэффициента бонус–малус для ОСАГО.
Второе направление, в котором можно ожидать активных действий регулятора, — это инициативы, нацеленные на рост прозрачности рынка. Например, рэнкинги регулятора по жалобам — очень действенный инструмент, способствующий очищению рынка от недобросовестно работающих компаний. Заметно, что некоторые страховые компании очень быстро реагируют на показатели этого рэнкинга, принимают меры по выправлению ситуации. Еще один пример — разработка требований по минимальному наполнению продукта, это хороший вариант решения проблемы защиты клиентов некоторых недобросовестных компаний.
И еще одно, пожалуй, самое важное направление работы — определение важнейших стратегических, четких и прозрачных ключевых показателей деятельности регулятора, таких как рост соотношения сбора страховых премий по стране к ВВП с 1,3 до 4% к 2020 году.