"Деловой Петербург". Гособоронпроцент

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Международный военно-морской салон (МВМС-2013). Работа международного военно-морского салона (МВМС-2013). На снимке: Главком ВМФ Виктор Чирков (в центре).

 Редактор dp.ru Александр Сологуб рассказывает о национальных особенностях расходования средств Гособоронзаказа.

Правительство России упорно наращивает объем государственного оборонного заказа (ГОЗ), не особо задумываясь об эффективности расходования средств. А между тем по меньшей мере 50 млрд рублей, предназначенных на вооружение, проходят сквозь черный ящик оборонно–промышленного комплекса, не оставляя в нем следа.
В конце ноября замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил, что в следующем году на закупку новых вооружений у российских промышленников планируется потратить 1,7 трлн рублей, что примерно на 25% выше, чем в уходящем году. Однако не стоит думать, что весь этот прирост денежного потока на входе в оборонно–промышленный комплекс превратится на выходе из него в качественные пушки, танки, самолеты и корабли.
Часть выделяемых средств не принесет никакой материальной пользы родным вооруженным силам, а осядет в громоздких, искусственно созданных надстройках российского оборонно–промышленного комплекса — в структурах отраслевых управляющих компаний, объединяющих оборонные производственные активы по всей стране.
Например, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) контролирует 80% судостроительных заводов России, многие из которых убыточны. Впрочем, благодаря росту госзаказа президент корпорации Владимир Шмаков надеется в первый раз за всю историю ОСК по итогам этого года получить прибыль не менее 1 млрд рублей.
Намного более громоздкая оргструктура образовалась в авиастроении. Так, многопрофильная инвестиционно–промышленная группа "Оборонпром" включает в себя две управляющие компании — "Вертолеты России" и Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), объединяющие авиа– и двигателестроительные заводы РФ. В частности, в ОДК входят 11 российских авиамоторостроительных компаний, из которых только девять заводов генерируют убытки.
При этом сами управляющие компании, согласно отчетности, регулярно наращивают прибыль, которая образуется не только от дивидендов прибыльных предприятий, но и от разного рода комиссий.
Один из петербургских промышленников рассказал, что помимо дивидендов, вознаграждения за управление, использование бренда управляющие компании через свои структуры пропускают средства, идущие на снабжение производства сырьем, материалами, комплектующими, и берут за это комиссию 3 – 5%. Судостроители говорят, что ОСК иногда берет агентское вознаграждение (3%) за размещение госзаказа на верфях. В сумме это десятки миллиардов рублей.
А что на выходе? В Минобороны отмечают, что за последние годы существенно возросло количество нареканий на качество техники и сроки поставок. Среди причин срыва поставок военные называют низкий уровень качества комплектующих и материалов, вследствие чего техника не выдерживает полигонных испытаний, происходят массовые отказы в эксплуатации. Также предприятия не справляются с госзаказом из–за нехватки производственных мощностей и квалифицированных кадров. А иногда, как говорят промышленники, на производство вовремя не приходят комплектующие. Но пока никто из топ–менеджеров управляющих компаний, распределяющих бюджетные средства, к ответственности за это привлечен не был.