"Деловой Петербург". Фотография на память о заводе

Автор фото: Сергей Татарских

Аскар Шайхутдинов (26 лет) и Сергей Татарских (27 лет) развивают коммерческую промышленную фотосъемку. Среди их клиентов — РЖД, порт Усть–Луга, авиакомпании "Россия", "Ютэйр", "Гражданские самолеты Сухого". Оборот проекта за 2013 год составил 7 млн рублей.

Директор по работе с клиентами компании Аскар Шайхутдинов и фотограф Сергей Татарских разрабатывают направление промышленной фотосъемки в рамках компании "Виктория Рекламные Мастерские", основанной еще в 1995 году. Компанию создал отец Аскара Рашид Шайхутдинов и его партнер Андрейс Папанс. До 2000 года — прихода News Outdoor и "Постер" — компания была одной из самых сильных на рынке, занималась широкоформатной рекламой от печати до полиграфии.
В 2010 году компанию передали в управление Аскару, в 2011 году он курировал все вопросы с печатью, а в начале 2012 года стал развивать новое направление — постановочную фотографию. До этого компания практически не занималась созданием изображения, только дизайном.
В итоге Аскар и Сергей сделали ставку на новый подход к производственной и промышленной фотосъемке. "Мы хотели предложить новый подход в этой сфере, так как обычно компании этого сектора заботятся о своей внешней составляющей не дальше логотипа и фирменных бланков", — объясняет Аскар.
На сайте обычно выставлены репортажные фотографии с главных событий либо обычные снимки здания и главных менеджеров компании. Ребята предложили постановочные снимки, подающие компанию и производство в самом выгодном свете, художественно обработанные, имиджевые снимки для оформления сайта, брошюр, рекламы в журналах.
Пока молодые люди работают в рамках компании "Виктория Рекламные Мастерские" (ее оборот в 2012 году — около 25 млн рублей, еще 7 млн рублей в год приносит новое направление), отдельное юридическое лицо будут оформлять в начале 2014 года, компания будет называться Line Art Works.

Фото для завода

"Мы взяли список 500 топовых компаний в РФ, взяли Сережино портфолио, благо у нас было что предложить, и стали методично дозваниваться до этих компаний, — рассказывает Аскар Шайхутдинов о том, как искали первых клиентов. — У этих крупных холдингов в последнее время появляется необходимость заботиться не только о своем логотипе, но и обо всем визуальном облике компании: появляется все больше иностранных партнеров, и важно не ударить в грязь лицом перед ними — показать себя не только хорошей промышленной компанией, но и думающей о своем имидже".
Схема работы такова, объясняют молодые люди: сначала надо снять лидера отрасли, а потом предложить сделать похожую фотосъемку конкурентам. "Сняв "Гражданские самолеты Сухого", мы открыли себе двери в авиацию, например, сняли "Россию" и "Ютэйр", — рассказывает Аскар. С 2012 года по сегодняшний момент сделано больше 100 фотосессий, из них 50 — съемки крупных объектов. Большинство заказов приходят из Москвы, при этом сами объекты съемок раскиданы по всей стране и за ее пределами — снимали и в Ханты–Мансийске, и в Киеве.

Затяжная фотосессия

Предприниматели уверяют, что прямых конкурентов у них сегодня нет. Такие услуги в основном заказывают в России западные компании у крупных агентств вроде SPN Ogilvy и Saatchi&Saatchi.
Андрей Ромашкин, представитель компании "Трансойл", еще только думает обратиться к услугам молодых предпринимателей. "Не только на Северо–Западе, но и по всей России мы не встречали специализированные агентства, которые занимаются подготовкой фотобанка именно промышленных объектов, тем более в сфере транспорта, — рассказывает он. — Такая работа строится больше с частными фотографами, которые работают зачастую на отраслевые издания".
По его мнению, рынок особенно перспективен с учетом того, что последние 2–3 года и ближайшие 5 лет все развитие в стране подчинено принципу усиления инфраструктуры — строятся грузовые терминалы, порты, авиатерминалы. Эти объекты так или иначе предполагают вложение и привлечение инвестиций. В этом случае СЗФО и Дальний Восток можно назвать золотой жилой.
Объем петербургского рынка промышленной фотосъемки оценивается в 2–3 млрд рублей в год.