Эксперты, бизнесмены и чиновники во главе с премьером Дмитрием Медведевым добились своего в вопросе о налоговых нарушениях. Владимир Путин пошел на компромисс и предложил позволить СК возбуждать уголовные дела – но только с документами из налоговой.
В правительстве продолжается дискуссия о налоговых нарушениях, точнее о том, кто на них должен реагировать первым — Следственный комитет или налоговая. Первоначально возбуждать дела имели право и те, и другие, однако два года назад Дмитрий Медведев, бывший в тот момент президентом, решил, что возбуждать дела по налоговым вопросам имеет право только налоговая. С тех пор количество дел уменьшилось в разы.
В начале октября Владимир Путин внес в Госдуму законопроект "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ", в котором отмечалось, что поводом для возбуждения дела по налоговым преступлениям могут быть уже не только материалы налоговых расследований ФНС. Законопроект был очень жестко принят правительством и Дмитрием Медведевым в частности.
"Навозбуждать можно все что угодно, особенно по заказу и за деньги, что очень часто, к сожалению, происходило, когда одна структура с другой борется", — раскритиковал тогда законопроект премьер. Такие резкие слова чуть не стоили ему работы — Путин тогда отметил, что либо сложные темы обсуждаются в правительстве или Кремле, либо несогласные уходят в отставку вслед за Алексеем Кудриным. Однако на стороне Медведева оказался также глава МЭР Алексей Улюкаев и ряд других видных чиновников, что в итоге заставило президента пойти на компромисс.
"В законе можно зафиксировать обязанность правоохранительных органов, в том числе Следственного комитета, запрашивать соответствующие документы из налоговых органов, с тем чтобы в деле документы из налоговой службы всегда присутствовали", — отметил он на сегодняшней встрече с главой ФНС Михаилом Мишустиным.
Читайте также:
Владимир Путин прилетел в Рим на встречу с папой римским
"Необходимость передачи соответствующих материалов оперативно-розыскной деятельности очевидна. И, без сомнения, то, что материалы ОРД будут передаваться, в том числе в Следственный комитет, это, собственно говоря, тот порядок, который может позволить эффективно администрировать в том числе вопросы, связанные уже с актами действия налоговой службы", — заявил в свою очередь чиновник.
Однако президент также напомнил о том, что нужно так решить вопрос, чтобы не создавать дополнительных условий для давления на бизнес, но в то же время чтобы все участники этого процесса исполняли свой долг перед государством и не перекладывали свою долю ответственности на плечи людей, которые бизнесом не занимаются и исправно платят налоги.
"Здесь вопрос скорее не в количестве дел, а в их "качестве". Основной проблемой налоговых дел было не их количество, а "реализация" - до суда доходило 20%, кажется. То есть остальные возбуждались, велись и потом закрывались. Просто налоговые дела всегда были удобным способом давления. С момента либреализации количество уголовных дел снизилось примерно в три раза", - отмечает партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров.
Ключевой момент, по словам эксперта в необходимости того, чтобы решение о возбуждении уголовного дела принималось именно на основании данных налоговой проверки. По таким проверкам есть, в том числе, и процедура их оспаривания. В целом же, как заметил Михаил Александров, cледует не раздавать полномочия по возбуждению дел, а увеличивать количество исполненных судебных решений по таким делам.
"Это, к сожалению, не компромисс. Новая инициатива о сбалансированной работе следственных органов и налоговых органов, предложенная президентом, ничем не ухудшает ситуацию, но и не улучшает. При том, что по России идет резкий спад по открытию нового бизнеса, хотелось бы увидеть от президента конкретные шаги навстречу бизнесу. Для тех, кто исправно платит налоги, эта инициатива ничего не значит. Конечно, такие шаги, направленные на ужесточение каких-то мер, отпугивают молодых предпринимателей, которые только начинают свое дело", - отмечает Дмитрий Кравченко, член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России.
"Главное в законопроекте останется: к любому, у кого есть доход, декларируемый им самим, а не работодателем, смогут придти с обысками и изъятиями любых документов. И при этом мы хотим оставить один на один лицом к лицу налогового инспектора со следователем и прокурором? У нас силовые ведомства сейчас подминают под себя некоторых губернаторов, так что же мы хотим от бедного налогового инспектора?", - вопрошает Михаил Прохоров, политик-миллионер.