Госдума приняла в третьем чтении закон об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Судьи и юристы были против. Судебная система должна стать удобнее для Кремля. Возможно, суперсуд возглавит Дмитрий Медведев. Разместится он в Петербурге.
Госдума приняла в третьем чтении закон об объединении Верховного (ВС) и Высшего арбитражного (ВАС) судов. До вступления его в силу еще далеко: закон еще должны поддержать Совет Федерации и не менее двух третей региональных парламентов. Впрочем, сомнений в том, что закон будет принят, нет.
До настоящего времени судьи Верховного суда занимались уголовными, административными и гражданскими делами. Теперь к ним добавятся и экономические, которые ранее входили в полномочия ВАС. Несмотря на закрытие высшего арбитража, рядовые арбитражные суды в России продолжат действовать, но войдут в структуру ВС.
Судьи довольно громко возражали против объединения. Особенно это касалось работников арбитража. Высказывались против и юридические компании — 50 из них даже написали коллективное письмо на эту тему. Однако до акций протеста не дошло, а мнением судей в Кремле никто не интересовался.
"Немножко огорчает, что проект не обсуждался с судьями", — аккуратно выразилась в разговоре с РАПСИ ушедшая в отставку судья ВАС Александра Медведева. ВАС куда продвинутее, чем обычные суды, теперь это преимущество будет нивелировано, говорят юристы. "У меня прогноз такой: оптимистический — сильно хуже не будет, пессимистический — будет сильно хуже, — сказал адвокат Генри Резник. Я склоняюсь все-таки к пессимистическому варианту. Это не то, что необходимо "для повышения качества судебной деятельности".
Эксперты уверены: чем больше в этой сфере "вертикали власти", тем менее эффективно она будет работать. Судебная система в России и так не идеальна. Теперь в ней будет еще больше контроля и управляемости (в чем и смысл реформы). Недовольные говорят, что "найти правду", особенно по экономическим делам, станет теперь еще сложнее.
У экспертов есть разные мнения по поводу того, зачем вообще понадобилось объединять суды. Говорят о двух причинах, политической и персональной. Политическая состоит в том, что укрупнение — естественная тенденция в условиях управленческих проблем. Если управлять получается плохо, то пусть хотя бы тех, с кем надо управление согласовывать, будет поменьше.
В тексте закона написано, что направлен он на "укрепление единства судебной системы". Это показательная проговорка. Кто вообще сказал, что судебная система должна быть единой? Она должна стоять на страже закона. Однако мерилом стало другое: единство, контролируемость. Не люди подстраиваются под правила и институты, а правила и институты — под людей.
В политическом сообществе ходят упорные слухи о назначении на должность главы суперсуда Дмитрия Медведева. Для того его, мол, и создают, чтобы сплавить премьера в необидное место. Оппоненты возражают: Путин вряд ли сдаст Медведева, как бы плохо ни работало правительство. Правда, похоже, посередине: премьеру на всякий случай приготовили запасной карьерный аэродром.
Разместится суперсуд в Петербурге, на Петроградской стороне, между Малой Невой и проспектом Добролюбова — там, где ВТБ строил "Набережную Европы".