"Деловой Петербург". Александр Май: На страховом рынке не хватает стратегов

Автор фото: Беликов Валентин

Александр Май, председатель правления ЗАСО "ЭРГО Русь", ожидает в ближайшие годы национализации вслед за банковским и страхового рынка. Он рассказал "ДП", почему такой вариант развития событий кажется ему наиболее вероятным, чем отличаются российские пенсионеры от западных и за счет чего компания намерена войти в десятку крупнейших страховщиков в течение следующих 10 лет.

В Петербурге страховой рынок в основном представлен московскими филиалами страховщиков. Группа компаний ERGO — одна из немногих крупных страховщиков, зарегистрированных в Петербурге. Расскажите, чем отличается страховой рынок Петербурга от Москвы и других регионов?

— Петербургские клиенты отличаются ментальностью, а также сдержанностью и интеллигентностью. Клиенты к нам приходят, конечно, абсолютно разные, поскольку это представители широких масс. Но в целом можно отметить, что московские клиенты более требовательны и агрессивны. Петербургский потребитель подтягивается за столицей, и это правильно. Самоуверенный, знающий свои права и настаивающий на правильном сервисе клиент — это прекрасно. Ведь так или иначе мы все клиенты и потребители, будь то поликлиника, банк, супермаркет, автосалон. Если продавцы услуг ведут себя некорректно, то вам уже не хочется ничего покупать. То же самое касается и сервиса страховых компаний, над которым, к сожалению, надо работать всему рынку.

Какой объем бизнеса группы приходится на Петербург?

— Треть бизнеса ERGO приходится на Северо–Запад, а примерно половина этого бизнеса — на Петербург. Так что традиционно Петербург лидирует в сборах, хотя доля в общих сборах компании падает за счет более агрессивного роста других регионов, где мы открывались в течение последних лет.

Недавно на страховом рынке появились инициативы по созданию СРО. Что думаете?

— Если такая модель не работает, то создавать ее нет смысла, как ее ни назови. Похожие попытки уже были, но ничем не кончились. Поэтому у меня однозначная позиция: если участники рынка не умеют и не хотят договариваться, то нет никакого смысла в объединении игроков.

Да, но банки смогли объединиться, а почему страховщики не могут или не хотят этого сделать?

— Я согласен, но 80% банковского рынка — госсегмент. Крупные страховщики прекрасно себя чувствуют, и им не нужно развивать рынок: им важно получение прибыли сегодня. Вряд ли они пойдут на какие–то компромиссы и договоренности. На страховом рынке сегодня не хватает стратегов, которые задают глобальные тренды и тенденции. Есть два варианта выхода из такой ситуации: либо акционеры крупных страховщиков продадут свой бизнес госкомпаниям для национализации страхового рынка, либо поставят у руля профессиональных менеджеров, которые станут управлять бизнесом. Это опыт европейских стран, это не утопия. На сегодня стратегию развития рынка выработать очень сложно: не хватает оптимизма, закончился конструктивный диалог и желание чего–либо добиваться у страхового сообщества.

А как, по вашему мнению, на страховом рынке скажется появление вместо ФСФР мегарегулятора с 1 сентября? Теперь регулирование рынка страховщиков перешло к службе Центробанка по финансовым рынкам.

— Появление мегарегулятора положительно скажется на рынке страхования: Центробанк будет бескомпромиссно управлять рынком, и это правильно, но только с одной стороны. С другой же — сотрудникам Центробанка необходимо четко следить и понимать специфику страхового рынка, не зная которой можно наделать дел.

Как на сегодняшний день вы продвигаете компанию на рынке в условиях конкуренции с госсегментом?

— Мы развиваем точки продаж: на сегодня их около 40. Сейчас стоимость открытия одного офиса составляет примерно 20 млн рублей. Это большая и серьезная точка, которая должна приносить 15 – 20 млн рублей с третьего года. Правда, сейчас не хочется тратить такие суммы на развитие, поэтому в этом году в планах развивать агентский пул, брокерский бизнес, продвигать услуги в Интернете, инвестировать в IT. Только в этом году мы инвестируем в IT более 120 млн рублей. Кроме того, планируем автоматизировать процессы, чтобы процедуры упростились и цепочка из восьми менеджеров сократилась до двух, например. Все логично: тогда вырастет уровень сервиса, время принятия решения, эффективность. Кроме того, упор сделаем на прямые продажи: сегодня на них приходится лишь 3 – 4% продаж.
Наша цель попасть в топ–10 в течение 10 лет. Я считаю, что при сегодняшней конъюнктуре рынка это возможно, хотя и непросто. Сегодня мы входим в тридцатку российских страховых компаний.

А что вы будете для этого делать? Рассматриваете покупку какой–то компании в следующем году?

— Первый этап — оптимизация процессов и уход от ручного труда, дальше — освоение городов, где мы не представлены. А третий — да, мы рассмотрим компании, которые могли бы приобрести, которые были бы нам интересны. Возможно, это будет компания из двадцатки или тридцатки, федеральный игрок с сетью и хорошей командой. Пока мы никого не присмотрели, но и решения окончательного нет. Все будет зависеть от рынка: может, и не придется никого покупать.

Несмотря на прогнозы по росту объемов страхования жизни на 60% в 2013 году, рынок все равно значительно отстает от уровня той же Европы. Что, по вашему мнению, тормозит его развитие?

— Я уверен: необходимо стимулировать пенсионные программы от работодателей, предлагать работникам социальные программы и хорошую пенсию, адекватный соцпакет. Как правило, это делают международные консорциумы, крупные компании, но, к сожалению, далеко не все. Доля премий по страхованию жизни в той же Германии сопоставима с премиями по остальным видам, это более 80 млрд евро, а в России — 1,3 млрд и менее 10% сборов всего рынка. Тут очевиден потенциал. Только банкострахованием это не компенсировать.
На Западе пенсия состоит, как правило, из трех блоков. Первый — это государственная пенсия, второй — это частные долгосрочные накопления в основном за счет накопительных программ, а третий — пенсия от работодателя (также через накопительные программы). В России население на первую особо не надеется, а вот остальные недоразвиты и, по моему убеждению, недостаточно стимулируются государством. Но и сами россияне не сильно верят в долгосрочные вложения, что не удивительно, ведь за последние 120 лет опыт долгосрочного накопления в России скорее негативный, чем позитивный. Был только один 20–летний период, в который можно было копить деньги и получить обещанную выплату, — после денежной реформы 1960–х до середины 1980–х. Все остальные периоды уничтожали капитал частично или полностью войнами, революциями, дефолтами и денежными реформами. Для того чтобы население поверило, нужна стабильность и время помимо правильных стимулов со стороны государства и страховщиков.

В прошлом году рынок страхования вырос примерно на 20%. В этом году он растет аналогичными темпами?

— Думаю, что темпы роста не превысят тех же 20%. Вряд ли стоит ожидать какого–то прорыва на рынке. Серьезный рост мог быть, если бы были повышены тарифы и покрытие по ОСАГО.

Драйверами рынка по–прежнему останутся каско и ДМС?

— Думаю, в этом году хорошо себя покажут страхование жизни, залогов, кредитное обеспечение. Кроме того, в 2012 году себя хорошо вело банкострахование. Например, в компании "Эрго Жизнь" на страхование жизни в этом сегменте приходится более 50%. Мы работаем в партнерстве на уровне акционеров с Юникредитбанком.

Какие перспективы у российского рынка страхования в 2014 году?

— В следующем году будет затишье и, скорее всего, некая пертурбация страхового рынка. Сумеют ли страховщики подстроиться друг под друга — не знаю, но если не смогут, то рынок будет не заодно, а врозь. И получается, что в отличие от банковского на страховом рынке будет действовать разрозненная шайка без какой–то стратегии, что очень плохо. Реакция государства на такой сегмент единственная — перехват бизнеса в свои руки. Я ожидаю в ближайшие годы национализации строптивых активов: все, что сейчас происходит на рынке страхования, говорит исключительно о таком тренде.
 
 

Биография

Александр Май

> Родился в 1969 году в Ленинграде. В 1996 году окончил Высшую школу экономики (Германия, Берлин) по специальности "экономика — финансы / инвестиции".
> В 1997 – 2000 годах — директор агентства Allianz в Берлине, в 2000 – 2002 годах — руководитель агентской сети Allianz AG в Берлине, в 2003 – 2004 годах — директор агентских продаж в Москве и Подмосковье "Росно" (cейчас Allianz). C 2007 года гендиректор "ЭРГО Русь", с 2010–го — гендиректор "ЭРГО Жизнь".

 
 

 
 

О компании

ЗАСО "ЭРГО Русь"

> Компании "ЭРГО Русь" и "ЭРГО Жизнь" с 2002 года входят в международную страховую группу ERGO, которая, в свою очередь, является частью Munich Re Group, крупнейшей перестраховочной группы в мире.
> Акционеры ЗАСО "ЭРГО Русь": ERGO International Aktiengesellschaft (Дюссельдорф) — 95,52%, ООО "Капдом–Инвест" (Москва) — 4,48%.
> Сборы группы компаний ERGO в России составили за 6 месяцев 2013 года 1,7 млрд рублей, выплаты — 969,8 млн рублей.