"Деловой Петербург". Продуктам дадут марку

Автор фото: Беликов Валентин

В городе появится очередная программа добровольной сертификации продукции: чиновники придумали особую "Петербургскую марку качества". Эта необходимость возникла из-за отмены российских ГОСТов после вступления в ВТО.

Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) придумал знак, который будет гарантировать качество продуктов питания на полках петербургских магазинов, — Петербургскую марку качества. Дополнительным контролем продукции займется государственный Центр контроля качества товаров, работ и услуг (ЦКК), подконтрольный КРППР. Такая необходимость возникла с отменой российских ГОСТов на продукты питания из–за вступления в ВТО, а сертификаты соответствия также не могут в полной мере гарантировать качество продуктов, говорят участники рынка.
"Речь идет о безопасности города, — рассуждает Эльгиз Качаев, председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, — качество продуктов питания не может не волновать и продавцов, и покупателей". Присоединиться к проекту могут как производители, так и торговые сети. Уже подтвердила свое участие сеть "Перекресток". "Пока мы не обкатаем технологию на одной сети, другие приглашать не будем", — говорит Эльгиз Качаев. Вхождение в проект подразумевает возможность в любой момент подвергнуться проверке: Центр контроля качества может изъять товар и провести экспертизу. Таким образом, "Перекресток" разрешит ЦКК в любой момент исследовать любой продукт на своих полках. Это заставит производителей и поставщиков дополнительно контролировать качество.

Особые полки

Продукты, прошедшие сертификацию по программе "Петербургская марка качества", маркироваться никак не будут — в магазинах для них предусмотрят особые полки. Сделано это для того, чтобы, если при внезапной проверке обнаружится, что качество упало, убрать такие продукты со специальных полок. Производитель не сможет использовать маркировку, употребляя заказанную заранее упаковку. Инициатором сертификации выступят сами производители, процедура обойдется им в среднем в 12 тыс. рублей.
О своей готовности участвовать заявили уже десятки крупных местных компаний, входящих в Союз предприятий пищевой промышленности Санкт–Петербурга, сообщают в ЦЦК. "Сначала производители должны обратиться к нам, мы проводим исследования в рамках системы сертификации "Петербургская марка качества" в своей лаборатории. После того как такая продукция попадет в магазины, Центр контроля качества независимо от производителей и торговой сети сможет брать эту продукцию на экспертизу", — рассказал директор центра Александр Герман, подчеркнув, что первой сетью, изъявившей желание подключиться к программе, стал "Перекресток".
Как посчитали в X5 Retail Group, появление сертифицированной городскими властями продукции в магазинах им на руку. "Нам предложили — мы с радостью согласились. После "Перекрестка" подключим к программе магазины сети "Пятерочка". Мы и до этого сотрудничали с центром в виде регулярных коммуникаций и периодических проверок. Теперь сотрудничество станет систематическим", — говорят в компании.

Не первый раз

Местные программы сертификации неоднократно появлялись и до запуска "Петербургской марки качества". Например, в 2009 г. городское правительство в лице ГУП "Продовольственный фонд Санкт–Петербурга" презентовало знак "Ленинградский продукт", который теперь благополучно забыт.
Более–менее известен сейчас конкурс на качество "Сделано в Петербурге", утвержденный предыдущим губернатором Валентиной Матвиенко в честь празднования 300–летия города в 2002 г. Все его лауреаты также используют эмблему конкурса, подтверждающую качество услуг и товаров. В 2013 г. в конкурсе финишировало 14 победителей, среди которых фигурировало, например, ОАО "Ленэнерго".
Как подчеркнули в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка, "Петербургская марка качества" и "Сделано в Петербурге" будут существовать параллельно.
Мне как производителю эта инициатива интересна только в том случае, если за счет полок с пометкой "Петербургская марка качества" нам удастся расширить в сетях ассортимент. А дополнительная проверка качества не поменяет для нас ничего. Только лишние расходы. Ни у меня, ни у конкурентов никаких проблем с качеством нет — все мы по–прежнему ориентируются на ГОСТы.Да, 2 года назад мы прошли международную сертификацию на качество, это заняло целый год. На это мы решились, предваряя грядущие изменения: к 2015 г. одна из сетей позволит изготавливать продукцию под их собственной маркой только получившим такой сертификат.
Антон Георгиев
генеральный директор ООО "Медовый дом"