Находим общий язык с бизнесом

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко провел онлайн–конференцию в редакции "Делового Петербурга" и рассказал, каких полномочий ему не хватает, почему нужно строить больше жилья, невзирая на недостатки транспортной инфраструктуры, и чем выходцы из бизнеса лучше профессиональных чиновников.

Александр Юрьевич, за полтора года работы на посту губернатора как удалось выстроить отношения с бизнесом?

— В большинстве ситуаций находим с бизнесменами общий язык. Я считаю, что для любого бизнеса самое важное — это понятные и прозрачные правила игры и конструктивный диалог.
За последний год в регионе появились Инвестиционный совет, Градостроительный совет, Совет по малому и среднему бизнесу. Мы плотно работаем с Союзом промышленников и предпринимателей, Союзом строительных организаций Ленобласти. Другими словами, мы отслеживаем отношение бизнеса к нам и нашим инициативам. На административном ресурсе всего не решишь.
Но сложности, конечно, всегда есть. Пример — хорошо вам знакомая компания NCC. Мы с ними вели переговоры, нашли компромисс по строительству в Мурино. Но они после этого решили идти в суды. Это их право. Две инстанции они уже проиграли. Даже наши компании "со связями" не действовали так. А из–за ситуации с NCC у нас дошло до совещаний с участием высших дипломатических лиц Швеции. Я спрашивал: вы бы в Стокгольме разрешили строить 27–этажное здание без парковки, без соцобъектов, без подъездов к дому? Конечно, не разрешили бы.

Зачем вам эти огромные проекты на границах с городом, если они все равно превращаются в спальные районы? Вы получаете нагрузку, но налоги остаются в Петербурге.

— Да, часть людей из Петербурга переезжает к нам, как в спальный район. Надо обеспечить им работу. У нас развиваются промзоны Горелово, Кирпичный завод, промзона в поселке им. Морозова, мы планируем развивать площадки в Янино, за Мурино и Девяткино — все они потребуют рабочей силы.
Кроме того, строительство — это развитие многих видов бизнеса. Любой квадратный метр жилья тянет экономику Ленобласти, потому что работают наши кирпичные заводы, работают наши карьеры, наши заводы по санфаянсу, по утеплительным материалам и так далее. Давайте примем решение, говорят горячие головы, остановим на 3 года строительство, заморозим стройку. А что будет с нашим строительным бизнесом, который на это ориентирован? Если бы не мы, ЖБИ и карьеры встали бы: им некуда было бы деть свою продукцию.
Каждый субъект Федерации должен производить не менее 1 м2 жилья в год на одного жителя, чтобы развиваться. Это мировая практика. Мы даже в этом году не произведем такие объемы. Мы уже построили 1,2 млн м2 жилья в прошлом году, а в 2013 году выйдем на 1,4 млн м2.

Вы даете работу строителям, но транспортная ситуация от этого ухудшается: дороги забиты на выезде и на въезде в город.

— Вы рассуждаете как петербуржец и член правительства Петербурга, причем консервативный член правительства. Чтобы решать транспортные вопросы, появился Координационный совет по транспортной политике. Ведь есть консервативный путь, по которому нужно запретить строительство, потому что у нас нет нормальных дорог и магистралей, и есть либеральный — он предполагает механизм, который позволяет привлекать федеральные ресурсы. Например, проекты создания метро — это 70–75% федеральных денег.

Сейчас обсуждается вопрос о передаче полномочий с федерального уровня на региональный. Каких полномочий вам сейчас не хватает?

— На уровне региона нам не столько нужны какие–то полномочия, сколько мешают в работе ненужные прокладки между федеральными министерствами и субъектом — их бы убрать. А вот что нужно перераспределить, так это муниципальные полномочия. Я поддерживаю местное самоуправление, но оно должно быть эффективным. Нужно передать часть полномочий от поселений районам, а может быть, какие–то полномочия — и на уровень области. В частности, те полномочия, которые они в силу отсутствия специалистов и ресурсов не могут реализовать, надо забрать. Например, это касается ЖКХ, архитектуры и градостроительства. Уже сейчас немало сельских поселений первого уровня передали свои градостроительные полномочия на районный уровень. Им попросту не хватает квалифицированных специалистов.
Но есть районы, где политическая ситуация нестабильна. Там приходится непросто. Мы хотим выступить с законодательной инициативой по передаче субъектам полномочий и по ЖКХ, и по архитектуре и градостроительству.

Почему вы приглашаете на позиции вице–губернаторов прежде всего выходцев из бизнеса, в отличие от вашего предшественника, который формировал команду в основном из глав районов?

— Мы зовем не только представителей бизнеса. Например, вице–губернатор по социальным вопросам Николай Емельянов возглавлял Кировский район, председатель комитета по ЖКХ Константин Полнов — Тихвинский. У меня есть свои принципы формирования команды. Все зависит от задачи. Когда был нужен главный по финансам, мы искали человека с опытом госслужбы и при этом никем здесь не ангажированного, с независимым взглядом. Им оказался сургутский управленец Роман Марков. Когда речь шла про вице–губернатора по строительству, я рассматривал разные кандидатуры. Я хотел, чтобы в этой сфере работали динамично, чтобы смотрели на процессы с точки зрения бизнеса. В итоге мы нашли Георгия Богачева.

Ленобласть — регион–донор, однако софинансирование из федерального бюджета приходится буквально по каплям вытягивать. Ситуация меняется?

— Ситуация уже изменилась. Финансовая поддержка со стороны федерального центра растет. Если в 2012 году из средств федерального бюджета Ленобласти было выделено 8,5 млрд рублей, то в 2013–м мы рассчитываем получить 9,5 млрд рублей. Значительная часть федеральных средств в 2013 году — 2,6 млрд рублей — предусмотрена на поддержку сельского хозяйства, а средства Фонда содействия реформирования ЖКХ по программе капремонта в 2013 году составили более 97 млн рублей.
Если говорить о бюджете следующего года, то, например, на развитие автомобильных дорог в 2014–2016 годах федеральным бюджетом предусмотрено более 9 млрд рублей. Более 1 млрд рублей из федерального бюджета область получит на строительство перинатального центра во Всеволожском районе.

Ваша инициатива об отмене льготы по налогу на прибыль для консолидированных групп налогоплательщиков еще в силе?

— Я пересматриваю свою позицию по этому вопросу. Когда я ее высказывал, в бюджете нынешнего года по налогу на прибыль был недобор. А вот сейчас мы уже выходим на график платежей прошлого года. Пока не будем отменять эту льготу.

Мегапроект Ленобласти "Императорское кольцо" — есть уверенность, что он будет реализован?

— Концепция проекта непростая. Это и образовательный, и инфраструктурный, и еще и производственный кластер. Я, например, представляю "Императорское кольцо" так. Это создание на базе Петербургского института ядерной физики в Гатчине и Университета ядерных исследований в Сосновом Бору единого научно–образовательного кластера в сочетании с производством. На основании ядерных материалов мы хотим развивать и фармкластер, туда же включить наш наноцентр, который мы уже начнем строить в следующем году в Гатчине. Есть в проекте и культурная составляющая — Гатчинский дворец, Гатчинский парк, Ломоносовский дворец.
Я считаю, что надо разделить "Императорское кольцо" на составляющие. Например, Курчатовский центр должен реализовывать науку, производство и образование. А уже государство должно помочь создать биосферу, культурную сферу и инженерную инфраструктуру вокруг этого научного кластера. За счет госфинансирования я бы решил вопрос подъездов, дорог, реставрации культурных ценностей в Петергофе. Это важно — чтобы студенты по обмену и профессура видели не только научный потенциал, но и культурный. Например, можно создать фонд или иное юридическое лицо, в рамках него избрать управляющий орган, который координировал бы всю работу.

Самый острый вопрос для региона — это дороги. Как меняется ситуация?

— Когда я только пришел руководить регионом, некоторые дороги были недавно отремонтированы или построены, а некоторые — в очень плохом состоянии. Сейчас у нас предусмотрено достаточно приличное финансирование на дороги: 7 млрд рублей в 2014 году и около 2 млрд рублей — переходящий остаток с 2013 года. Решение о выделении денег на тот или иной ремонт принимается исходя из состояния трассы и ее социальной значимости. Я сказал чиновникам: работайте творчески, есть и иные источники финансирования, например развитие дорожного сервиса. Жировать мы не можем, потому что бюджет дефицитный. Например, больше всего жалоб было на Колтушскую трассу, сейчас мы ее отремонтировали. Единственный минус — она очень узкая. Кроме того, в стадии обсуждения находятся два варианта объезда Колтушей.

Что касается путепроводов, за строительство которых вы бьетесь с РЖД. Минтранс вам отказал в софинансировании одного из них — в Выборге. Что будете делать?

— Сейчас идут непростые переговоры с Минтрансом. Замминистра в отсутствие министра Максима Соколова написал, что свободных средств нет. Но мы рассчитываем, что в ближайшее время это решение будет пересмотрено и Минтранс нас поддержит. Возможно, у них останутся неосвоенные суммы в этом году, которые можно перераспределить. Но подтверждений, что в этом году начнем строить, пока нет.
Сейчас нам в первую очередь надо построить три – четыре виадука. Есть коммерческие предложения по созданию платных виадуков, но мы точно не будем делать их платными — мы дали обязательство населению, что эти виадуки будут доступными.

Определилось ли место строительства завода "Газпрома" по сжижению газа?

— В "Газпроме" обсуждают этот вопрос, решение пока не принято. Но они подтвердили нам, что завод будет. Мне кажется, что оптимальное решение — Усть–Луга. Мы обсуждали это с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером, я ему говорил, что можно отодвинуться в Вистино: там подходящие по техническим характеристикам глубины. Кроме того, там земля в собственности РФ, не будет никаких проблем, не надо ничего выкупать.

Сейчас один из главных трендов городской политики — православие. Как вы к этому относитесь?

— Все, что связано с верой, — личное дело каждого. Я православный человек, но не считаю, что это правильно — говорить про православие во власти. Для меня тема духовности —личная и эмоциональная. Мои отношения с православной церковью находятся вне рамок моей работы.

Расскажите поподробнее о своей семье.

— Моя старшая дочь живет в Москве, работает в банке на достаточно хорошей позиции. Причем я не помогал ей, начинала она с простой позиции. Она замужем, зять у меня француз. Они познакомились в Петербурге, какое–то время жили во Франции, дочь получала там образование. Потом все–таки выбрали Москву, живут там сейчас. Зять тоже работает в банке. Младшая дочь в школе, учится не на отлично, а на хорошо, но учится достаточно легко. Супруга Ирина руководит благотворительной организацией, которая помогает детям с ограниченными возможностями.

Традиционный вопрос: что слышно про объединение Ленобласти и Петербурга?

— Ничего. Ситуацию никто не педалирует — ни я, ни Георгий Сергеевич. Практика показывает, что в объединении регионов много как положительных моментов, так и отрицательных. По некоторым опросам социологов, более 50% населения выступает за объединение. Люди в Петербурге думают, что у них решится вопрос дачного отдыха, жители области думают, что у них будет такой же тариф на отопление. Они имеют право высказываться, но мы, как практики, считаем, что такие высказывания носят эмоциональный характер. Добавлю, что меня это никогда не пугало, если эксперты и население будут за, я первый встану и скажу, что объединение необходимо. Но сначала стоит составить заключения экспертов, потом эти заключения должно оценить правительство России, а затем должен пройти референдум.
 
 

Биография

Александр Дрозденко

> Родился в 1964 г. в Казахстане.
> В 1986 г. окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности "экономика и организация сельского хозяйства".
> В 1988–1995 гг. — заместитель мэра, исполняющий обязанности мэра, вице–мэр Кингисеппа. В 1996–2002 гг. — мэр Кингисеппа, глава Кингисеппского района.
> С 2002 г. — вице–губернатор Ленобласти, председатель КУГИ.
> В мае 2012 г. назначен губернатором Ленобласти.

 
 

 
 

Справка

Ленинградская область

> Население — 1,7 млн человек.
> В регионе действует двухуровневая система местного самоуправления: около 200 сельских и городских поселений образуют 17 муниципальных районов, городской округ.
> Объем иностранных инвестиций в экономику региона в 2012 году составил $1,4 млрд.
> Объем жилищного строительства в 2012 году составил 1,2 млн м2.
> Доходы областного бюджета на 2013 год составили 70,5 млрд рублей, расходы — 81,7 млрд рублей, дефицит — 18,6%.