"Деловой Петербург". Мимикрирующие ларьки на скелете города

Автор фото: Москалев Георгий

Редактор dp.ru Лилия Агаркова - о новой городской концепции внешнего вида торговых павильонов.

Не так давно чиновники представили городу свое видение мелкой розницы: ларьков, торговых павильонов и другой, как они говорят, городской мебели — выносных столиков, ваз для цветов и пр. Бизнес прочитал об этом в нашей газете и, по отзывам, уже начал подсчитывать расходы на перевооружение — вся эта красота в бежево–бордовой гамме будет стоить достаточно денег. Но дизайнеры и архитекторы, которые продумывали внешний вид мелкой розницы несколько лет, не успели поймать тренд. Тренды, как известно, приходят вместе с совершенствованием законодательства. Запретили торговать сигаретами в ларьках, да и вообще очевидно, что ларьки и торговые павильоны не угодны более городским властям, — бизнес в ответ быстренько что–то предпринимает. Например, летом dp.ru писал о реконструкции фасада торгового комплекса у станции метро "Приморская" — стройка шла буквально в 20 м от станции. Фасад не только остеклили по–новому, но и расширили торговую площадь объекта на несколько метров вглубь тротуара. И эти метры обновленного фасада стали драгоценными — именно они не только сделались витриной торгового комплекса, но и приютили вчерашние окрестные исчезнувшие ларьки. Ларьки просто заняли витрину обновленного фасада по периметру, обосновавшись со своим товаром по стеклянным отсекам площадью 5 – 7 м2.
Инициатива немедленно перешла к соседнему торговому центру, и он также произвел реконструкцию своего фасада — и вот уже и в этом фасаде разместились и ларек с цветами, в соседнем боксе — неброская одежда по 100 рублей, и пирожки взяли несколько метров стеклянной витрины, и воды–пиво, и сигареты как бы без выкладки, и колбасы известного завода, и телекоммуникации, конечно. Все довольны. Все сидят скопом в витрине большого здания, но каждый в своем ларьке, который одновременно и часть большого здания и потому не изгоняем прямо сейчас, как бы этого кому–то не хотелось, и неиссякаемый поток из метро проходит как раз в метре от этого обновленного фасада и непрерывно приносит доход. Всем хватает: и крупной сети аптек и блинных, и магазину фермерских продуктов, и вездесущим парфюмерно–косметическим брендам. И малым предпринимателям — цветочникам, булочникам и торговцам сигаретами. Ну чем не ноу–хау малого бизнеса. Арендаторы довольны — здание приносит больше дохода, ларечники нашли приют своему товару — все как–то выкручиваются.
А в нескольких метрах от этого показательного примера выживания бизнеса находятся руины — следы деятельности специальной городской структуры, Центра повышения эффективности использования государственного имущества, занимающегося сносом зданий, у владельцев которых отношения с городскими властями оказались неотрегулированными. Под имуществом в данном случае подразумевается земля. Владелец здания, который вложил, наверное, несколько сотен миллионов рублей в свой проект, как–то не успел войти в тренд и остеклить фасад — здание снесли да так и оставили — осколки роскошного гранита покоятся у "Приморской" с августа. Всем понятно, что метрополитен, как скелет города, всегда будет притягивать торговлю — городские мышцы и фасции, потому что мышцы нарастают там, где есть крепкая основа, а метро и есть основа — это постоянный пешеходный поток, который создает заветную проходимость места.