"Деловой Петербург". Патриотический ретейл

Автор фото: Ваганов Антон

Основатель "Пятерочки" Андрей Рогачев закрыл один из своих последних стартапов — американскую Okey–Dokey Grocery, чтобы сосредоточиться на развитии российской продуктовой сети "Верный" и запустить сеть супермаркетов Frank.

Как рассказали dp.ru два источника из окружения Андрея Рогачева, петербургский бизнесмен закрыл осенью американскую сеть Okey–Dokey Grocery, стартовавшую в Майами около года назад. "Проект оказался нерентабельным", — рассказал один из источников. Большая часть команды во главе с Александром Бураном, который занимался развитием Okey–Dokey, вернулась в Россию, рассказал один из сотрудников сети "Верный" (российский актив Рогачева). Объект их внимания — сеть из 100 магазинов "Верный", а также проект Frank.

Сконцентрировался на главном

По данным сайта Okey–Dokey, сеть насчитывала 12 магазинов и девять находились в стадии открытия. Американские СМИ сообщили о том, что Okey–Dokey сворачивается, еще летом, на сегодняшний день все магазины закрыты, а оборудование распродано. Андрей Рогачев отказался объяснять причины отказа от проекта, отметив, что он "свои действия не комментирует".
В окружении Андрея Рогачева рассказали, что предприниматель решил сосредоточиться на развитии своего российского бизнеса — продуктовой сети "Верный", первые магазины которой открылись в октябре прошлого года в Петербурге и Москве.
Кроме того, по данным dp.ru, Андрей Рогачев все–таки намерен создать сеть под брендом Frank в формате супермаркет. Такие планы у бизнесмена были еще до 2008 года, но кризис помешал осуществить их. Развивать новую сеть в России будет Александр Буран. Кстати, именно он в начале 2000–х занимался созданием сети гипермаркетов "Карусель".
По предварительным данным, старт проекта Frank намечен на февраль 2014 года.
Александр Буран на вопрос о возобновлении проекта Frank ответил, что "все возможно", но сообщить подробности отказался.
В настоящее время открыто более 100 магазинов "Верный" в России. Управляет ими ООО "Маркет", в которое были объединены ООО "Товарищество Святого Иоанна Воина" и ООО "Союз Святого Иоанна Воина". Юрлицо по–прежнему принадлежит голландскому офшору "Эдпал Б. В.".
Компания уже шагнула за пределы двух столиц — ее магазины работают в Екатеринбурге и Свердловской области, во Владимире и Владимирской области, а также в Великом Новгороде.
В течение 3 лет Андрей Рогачев намерен открыть не менее 400 объектов. "Показателями этой сети он доволен, но на следующий год намерен жестко сократить расходы в компании", — рассказал dp.ru источник, близкий к бизнесу Андрея Рогачева.

Сложат по–крупному

О серьезности намерений Андрея Рогачева свидетельствует недавнее приобретение компании — строящийся склад на Софийской ул. в Петербурге. По оценке Jones Lang LaSalle, покупка складского комплекса "ПНК–КАД" компанией "Верный" стала крупнейшей сделкой на складском рынке города.
"Верный" займет 43 тыс. м2 в складском проекте класса А+ общей площадью 93 тыс. м2, принадлежащем PNK Group, сообщили в компании Knight Frank (представитель PNK Group). Окончание строительства этого комплекса намечено на осень 2014 года. Ранее сеть "Верный" приобрела аналогичный склад в Подмосковье.

Догнать и перегнать

Шансы такого опытного игрока, как Андрей Рогачев, на успешную работу на российском рынке высоки, считают опрошенные эксперты. "Выйти на федеральный уровень можно и в условиях современного рынка, сеть "Верный" доказывает это своим примером", — говорит Андрей Нор–Аревян, директор Северо–Западного регионального управления "Дикси". По его словам, хорошие перспективы этой сети обеспечивает управление, опытная команда.
И действительно, по количеству действующих магазинов сеть "Верный" уже сейчас входит в топ–20 российских ретейлеров, которые работают в формате универсам, свидетельствуют данные исследования INFOLine Retail Russia TOP–100.
При достижении намеченной цели — запуска 400 магазинов — ГК "Верный" войдет в топ–10 по количеству магазинов. А вот вход в тройку лидеров, которую сейчас составляют сети "Магнит", Х5 и "Дикси", обойдется дороже — для этого необходимо иметь не менее 1,5 тыс. магазинов. Так, детище Рогачева — сеть "Пятерочка" — по итогам прошлого года насчитывала 3,5 тыс. универсамов.
Для сведения: на момент продажи Андреем Рогачевым его доли в голландской Pyaterochka Holding NV,которая в 2006 году управляла "Пятерочками", сеть насчитывала 347 магазинов в Москве, Петербурге и прилегающих к ним регионах. Еще 404 универсама работали под брендом компании по франчайзингу. В 2005 году выручка "Пятерочки" составляла $1,36 млрд.

Рост за счет вытеснения

Развиваться сейчас стало сложнее, отмечают эксперты. Хотя оборот розничной торговли растет, темпы развития рынка снижаются. В 2012 году, по данным "Петростата", каждый петербуржец оставил в магазинах в среднем 171,3 тыс. рублей, а рост оборота розничной торговли замедлился до 4,5%. То есть по итогам этого года он должен составить 6 – 7%. Оборот торговли продовольственными товарами и того меньше — 0,6%, отмечает Иван Федяков, генеральный директор Infoline.
Темпы роста продаж в розничной торговле в целом по России тоже замедляются. Так, если в 2011 году розница росла на 7,1%,в 2012–м на 6,3%, то в 2013 году, по прогнозу Минпромторга, будет только 4%.
"Рынок высококонкурентный, и рост его происходит только за счет непродовольственной розницы, кредитных продаж", — говорит Иван Федяков. В то же время, по его убеждению, в сетевой торговле остро не хватает качественного и эмоционального предложения. "Любой, кто сейчас предложит эти две составляющие, обречен на успех, и если с эмоциональным посылом в сети "Верный" пока нет определенности, то качество предложения выгодно отличает эту сеть", — говорит эксперт.
"Если Андрей Рогачев рассматривает этот проект как новую федеральную сеть, он вполне может нарастить масштабы за счет вытеснения индивидуальных предпринимателей и небольших региональных сетей", — подытоживает Иван Федяков.
Я искренне считаю Андрея Рогачева гениальным бизнесменом. Он запускал очень много проектов, и 99% из них успешны, потому что во все он вкладывает личную волю к победе. Талант Рогачева в его лидерских качествах и в умении закладывать психологию победителей в голову всем своим сотрудникам. Я знаю, что сейчас Андрей сконцентрирован на проекте здесь, в России. Это означает, что проект точно будет успешен, тем более что в нем задействованы люди, которые работают с Андреем Рогачевым давно и имеют огромный опыт в продуктовом ретейле.
Сергей Лепкович
экс–директор Северо–Западного филиала Х5 и экс–гендиректор "Макромира"
На мой взгляд, повторить собственный успех Андрею Рогачеву будет непросто, рынок значительно изменился, одних только старых ресурсов и опыта для успеха недостаточно. Но если у него получится объединить сильный опыт с пониманием нового рынка и создать концепцию, отвечающую современным требованиям, это даст шансы на успех, на мой взгляд. Создать сейчас продовольственную сеть с нуля возможно, хоть и нелегко. Для этого нужны хорошая концепция, квалифицированные специалисты в области розничной торговли, много хороших контактов, большие инвестиции и терпение.
Веса Пуннонен
президент финской корпорации SOK Retail International (сеть Prisma)
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.