"Деловой Петербург". Второй розлив для "Веды"

Автор фото: Кульгун Андрей / Kulgun Andrey
Завод " Веда ", пресс-конференция. Бутылка, Russian vodka / Русская водка, конвейер, рабочий.

В декабре на торги выставят завод одного из бывших лидеров алкогольной отрасли России — холдинга "Веда". Летом актив уже пытались продать, но безуспешно. Теперь цена снижена на 20% - до 200 млн рублей.

В начале декабря пройдут торги по продаже кингисеппского завода по производству водки — бывшего актива холдинга "Веда", входившего до 2008 года в тройку лидеров рынка в России. После банкротства "Веды" в 2008 году на ее заводе в Кингисеппе так и не удалось наладить производство. Мощность завода — 12 млн дал в год (240 млн бутылок). В 2012 году он получил лицензию на производство алкоголя, срок ее действия истекает в 2017–м. Предыдущие торги по этому активу со стартовой ценой 250 млн рублей, которые должны были пройти в августе, не состоялись. Новая цена — 200 млн рублей.

Заводские планы

Разрушение холдинга "Веда" началось после гибели в 2005 году его основателя Кирилла Рагозина. Его бизнес поделили наследники и партнер Александр Матт. В 2008–м заводы "Веды" приостановили работу, началась процедура их банкротства.
Нынешний владелец завода в Кингисеппе — компания "Премиум спиритс" приобрела его в 2011 году за 269,3 млн рублей. В рамках банкротных процедур Сбербанк, основной кредитор "Веды", провел операцию получения ее активов: банк приобрел 75% долей в уставном капитале "Премиум спиритс", за это компания получила завод. На продажу выставляются эти 75% долей, а также право требования по договорам займа и кредитному договору на сумму более 350 млн рублей.
По данным СПАРК, 24,98% "Премиум спиритс" принадлежат ООО "Премиум сервис", 0,02%— Дмитрию Раутбарту, бывшему вице–президенту ТПГ "Кристалл" (ныне "Русское белое золото"). В "Премиум сервисе" Дмитрий Раутбарт владеет 13,3% долей, еще 60,1% у Елены Пинчевской, по 13,3% у Александра Мусова и Александра Иванова.
В 2011 – 2012 годах Дмитрий Раутбарт планировал вместе с партнерами выкупить долю Сбербанка и наладить в Кингисеппе производство водки "Ратная", "Благословенная", "Ямщик" и "Холодный огонь", которые разливались по контрактам на других предприятиях.

Водочный кризис

Алкогольная отрасль переживает не лучшие времена. Покупка завода "Веда" нынешними владельцами пришлась на период укрупнения игроков: с 2011 года в России стало вдвое меньше производителей, дистрибьюторов и импортеров, происходит сокращение розницы, где может продаваться алкоголь.
"Не все участники рынка адаптировались к новым условиям работы после резкого и несвоевременного повышения акцизов на алкоголь. Многие, все еще зализывая раны, думают, как выжить, некоторые небольшие компании вообще не прочь покинуть рынок", — говорит президент ОАО "ПГ "Ладога" Вениамин Грабар.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров отмечает, что из–за роста акцизов объемы легального производства водки снижаются (по данным Росстата, в первом полугодии 2013–го — на 28,3%) и в 2014 году ситуация ухудшится: "Акциз на литр этилового спирта в 2013 году составляет 400 рублей, в 2014–м вырастет до 500 рублей, в 2015–м — до 600 рублей. Доля акциза в стоимости бутылки водки составляет 80 рублей, в 2014–м будет 100 рублей. Это приведет к новому сокращению производства".
Объем производства водки и ликеро–водочных изделий за 9 месяцев упал на 18,5%, розничных продаж — на 8–10%, говорит гендиректор аналитического центра "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. Вениамин Грабар подтверждает: объемы производства группы "Ладога" снизились на 15 – 17%. "Это лучше общерыночного показателя. Мы в основном работаем в премиальном сегменте, он не испытал таких потрясений, как ординарный", — пояснил он.
В этой ситуации будет трудно найти покупателя на завод в Кингисеппе. В пресс–службе Алкогольной сибирской группы заявили, что кингисеппский завод компании не интересен. "Все наши бренды производятся только в Омске. У нас были раньше планы расширять присутствие в стране, но мы от них отказались", — сообщили в компании. Сегодня для производителей важно наличие не столько предприятий, сколько брендов и каналов дистрибуции, так как активно развивается контрактный розлив на сторонних заводах, отмечает Дмитрий Добров.