"Деловой Петербург". Расцвет торговли вне закона

Автор фото: Яндолин Роман
Торговые точки у станции метро "Проспект просвещения"

Ужесточение правил для мелкой розницы в городе привело к росту несанкционированной торговли. В городе каждый месяц появляется 700 новых незаконных объектов, подсчитали в ГУ МВД.

Начальник специализированного управления ГУ МВД по борьбе с несанкционированной торговлей Степан Пичугин рассказал, что за 9 месяцев 2013 года сотрудниками полиции составлено около 10 тыс. протоколов об административных правонарушениях, которые касаются неразрешенной торговли на территории Петербурга, также изъято 8,5 тыс. единиц товаров, более 13 т продуктов питания, составлено 1584 протокола о незаконном завладении земельным участком.
В 2011–2012 годах за счет включения в легальный оборот объектов, которые были освобождены от незаконной торговли, бюджет города получил около 200 млн рублей. 39 сотрудников специализированного управления ежедневно выходят в рейды, к ним прибавляются по два–три человека из каждого районного УВД и чиновники комитета по потребительскому рынку и районных администраций. Они постоянно фиксируют случаи нелегальной торговли.
"В каждом районе, — рассказывает Степан Пичугин, — существуют свои очаги незаконной торговли, и на местах их знают". Далее все обычно ограничивается составлением протокола и направлением в мировой суд, по итогам заседания которого нелегалов штрафуют: до 5 тыс. рублей физическое, до 10 тыс. должностное и до 200 тыс. — юридическое лицо. "Полиция работает по заявлениям, — говорит Степан Пичугин, — пишите заявления, если вы недовольны, и мы придем быстрее".

План по сносу

Есть районы, откуда в ГУ "Центр повышения эффективности использования госимущества", которое призвано заниматься сносом несанкционированной торговли, приходит по 100 заявок в месяц, а есть такие, откуда приходит значительно меньше, рассказал директор ГУ Алексей Дмитриев.
С начала 2013 года в Петербурге снесено около 560 объектов, еще несколько сотен сейчас в работе. Но это капля в море, говорят эксперты. "Каждый месяц в городе прибавляется примерно 700 несанкционированных торговых объектов", — считает Александр Доронин, председатель совета НП "Союз малых предприятий".
Снос нелегальных торговых объектов происходит следующим образом. Район должен выявить незаконные киоски и павильоны и отправить заявку на снос в ГУ, которое проводит демонтаж за счет бюджета, а потом взыскивает эти средства с предпринимателей через суд. "Если раньше районы были не так активны, то за последние месяцы ситуация изменилась кардинально, — замечает Алексей Дмитриев. — Только Выборгский район за последний месяц выслал 80 заявок. Адреса приходят пачками. Прорабатывать все заявки мы не успеваем, у нас не хватает ресурсов: как кадров, так и средств — бюджет ограничен. План и так перевыполнен".

Пышным цветом

Например, в Выборгском районе, у станции метро "Проспект Просвещения", уже несколько лет процветает целая незаконная торговая зона, которая состоит как из легких палаток, так и из ларьков и павильонов, которые устанавливаются иногда прямо на газонах. "Мы наблюдаем за этим явлением и боремся с ним уже 6 лет, — рассказывает управдом Елена Никифорова, активист одного из домов на углу пр. Просвещения и Энгельса, — но ничего не меняется: в администрации нам отвечают, что ничего поделать не могут, у них нет сил и средств, в других ведомствах тоже одни отписки. Сами владельцы этих ларьков прячутся или переоформляют их на другие лица, что позволяет сохранить инкогнито".
Очевидцы рассказывают также о "летучих" незаконных ярмарках, организаторы которых собирают с участников до 1 млн рублей в день.
С одной стороны, рост нелегальной торговли эксперты связывают с появлением новой схемы размещения торговых объектов и с тем, что в эту схему не смогла войти половина предприятий мелкой розницы, с другой — эксперты полагают, что неразрешенной торговле покровительствуют на местах чиновники и полиция.
Также одной из причин называют рост числа миграционных потоков.
Причины роста нелегальной торговли очевидны — организуют ее не только мигранты, оставшиеся без работы, но и бывшие легальные предприниматели, по какой–то причине лишившиеся земли и помещений. Структура при КУГИ, отвечающая за снос, не справляется — у них банально рук не хватает. Проблему можно решить только одним путем: передать часть полномочий центра при КУГИ в районы, выделить им на это бюджет. А сейчас с районных глав и спросить ничего нельзя — да, они видят палатку, а сделать с нею объективно ничего не могут. А так они будут в ответе за каждый нелегальный ларек.
Ирина Иванова
депутат Законодательного собрания Петербурга
Борьба с нелегальной торговлей в Петербурге сейчас ведется плохо. Я говорю и об автолавках в неположенных местах, и о киосках, да и о торговле с коробок у метро — посмотрите, что творится возле многих городских станций. Легальным торговцам приходится конкурировать с этой армией, которая не платит за аренду земли, налоги и т. д. Считаю, что ситуацию спасут только две вещи. Надо наконец усилить контроль в городе и увеличить спрос с глав районов, увеличить штрафы для незаконной торговли. Вот как боролись с этой проблемой в Нью–Йорке — там ввели зверские штрафы, и это сразу улучшило ситуацию.
Андрей Горюнов
Первый заместитель председателя петербургского отделения "ОПОРЫ РОССИИ"