Вторичное обращение обеспечит объемы

Наиболее привлекательные условия по лизингу дорожно–строительной техники сегодня предлагают государственные и аффилированные с производителями компании.

Условия приобретения спецтехники в лизинговых компаниях отличаются в зависимости от специальных программ, видов спецтехники, объемов закупок. Как правило, финансирование осуществляется на сроки до 48 месяцев и с первичным авансом от 10%. Удорожание зависит от аванса по договору лизинга. Спецтехника обычно предоставляется в лизинг только тем клиентам, чья деятельность напрямую связана с использованием предмета лизинга. Основными пользователями такой техники являются дорожные строители, а также компании, занимающиеся жилищным и промышленным строительством.
"Лизингополучатель не должен быть новичком на данном рынке и у него должна быть понятная контрактная база, хотя бы на первый год действия нового лизинга. В дальнейшем, вероятно, требования к лизингополучателям будут несколько ужесточаться", — говорит заместитель директора департамента развития ГК "СЛК" Иван Сербаев.

Лидеры рынка

В сегменте дорожно–строительной техники сегодня лидируют государственные и аффилированные с производителями лизинговые компании. Благодаря государственному субсидированию и более низким ценам от производителей они могут предложить привлекательные условия по договорам финансовой аренды, отмечают эксперты. По мнению директора Северо–Западного регионального филиала ЗАО "Сбербанк Лизинг" Мурата Сатаева, данные компании являются ключевыми финансовыми структурами, доступными для большинства потребителей, и весьма эффективно способствуют развитию рынка. Вместе с тем зачастую их возможности ограничены, а условия не настолько гибки, как этого хотелось бы лизингополучателям. "Минусом в данном случае, как правило, является их узкая специализация, ведь за остальной техникой лизингополучателю придется обратиться в универсальную лизинговую компанию", — убежден Олег Ануфриев, генеральный директор ГК "ЗЕСТ".
Иван Сербаев добавляет, что независимые игроки уступают по объему сделок, но часто выигрывают по качеству портфеля. Кроме того, замечает он, активность аффилированных с производителями и государственных лизинговых компаний сейчас несколько снизилась вместе с сокращением темпов производства, отсутствием инвестиций в основные средства и т. п.

Выгодные союзы

В настоящее время ЗАО "Сбербанк Лизинг" может предложить несколько специальных программ по финансированию спецтехники. "К примеру, у нас совместная программа с двумя крупнейшими поставщиками Северо–Западного региона: ООО "Ферронордик Машины" и ООО "Универсал–Спецтехника". Благодаря им мы готовы предоставить более выгодные финансовые условия приобретения техники", — отмечает Мурат Сатаев.
Независимые лизингодатели, впрочем, также продвигают выгодные совместные программы с производителями техники. В частности, компания "Балтийский лизинг" работает с производителями Doosan и Elkon. По словам Андрея Бугрова, руководителя дивизиона Санкт–Петербург ГК "Балтийский лизинг", суть программ заключается в упрощенном порядке рассмотрения и оформления сделок.
Кроме того, "Балтийский лизинг" в этом году предложил новый розничный продукт, предусматривающий упрощенный порядок получения спецтехники: стоимость техники — до 6,5 млн рублей, аванс — от 10%, минимальный пакет документов, срок принятия решения — 7 минут.
По словам Мурата Сатаева, как правило, компании приобретают в лизинг одну – две единицы спецтехники, когда возникает такая необходимость в ходе реализации конкретного проекта. Наибольшим спросом у лизингополучателей пользуется техника для дорожно–строительных работ: асфальтоукладчики, бульдозеры, экскаваторы–погрузчики. При этом самой востребованной является техника из европейских стран, а также Японии и Кореи. "Для ЗАО "Сбербанк Лизинг" 2013 год был богат на розничные сделки по спецтехнике. Основными клиентами стали компании строительного сектора. Объемы сделок различались от 1,8 млн до 9 млн рублей", — сообщил он.
ГК "ЗЕСТ" за 9 месяцев 2013 года заключила договоров на общую сумму более 200 млн рублей с ОАО "Мостострой № 6" — своим крупнейшим клиентом по поставке дорожно–строительной техники. Причем еще четыре договора между компаниями будут подписаны в ближайшее время.

Инвестпроекты заканчиваются

Высокий спрос на дорожно–строительную технику в лизинг в России до сих пор обеспечивала реализация масштабных федеральных проектов в сфере гражданского и промышленного строительства. "Рынок, на наш взгляд, не будет расти ни в текущем году, ни в следующем — заканчиваются масштабные проекты в южных регионах, куда было собрано значительное количество техники, которая уже начала перемещаться по стране. Возможно, за счет вторичного обращения этой дорожно–строительной техники объемы новых сделок и удержатся на уровнях, сопоставимых с прошлыми годами, но это будет происходить на фоне закрытия ранее заключенных договоров", — считает Иван Сербаев.
В Петербурге эксперты ожидают сокращения количества поддерживаемых городским правительством инвестпроектов, что существенно замедлит рост сегмента. "Этот год ознаменован значительным отставанием в освоении бюджета города, что не может не сказаться на общем состоянии основных компаний, задействованных в реализации проектов, — уверен Андрей Бугров. — До сих пор не ясно, будут ли реализованы все намеченные городским правительством на этот год проекты. Тем не менее сейчас многие компании уже занимаются планированием, и, по нашим оценкам, спрос на такую технику будет расти". В ГК "ЗЕСТ" прогнозируют возможный рост объема нового бизнеса по итогам года ориентировочно в 10%.