"Деловой Петербург". Шкатулка от "Роснано"

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Петербургская компания "РСТ–Инвент", софинансируемая "Роснано", вывела на рынок оборудование для учета изделий в ювелирной и фармацевтической отраслях.

ООО "РСТ–Инвент" специализируется на технологии RFID (радиочастотная идентификация) — это альтернатива штрихкодам. С меток RFID можно считывать информацию бесконтактно и обрабатывать единовременно большие партии товаров. В "РСТ–Инвент" сделали оборудование для ювелирной отрасли — RST–Cube. По сути, этоящик, куда можно сложить до 100 товаров с RFID–метками, чтобы одновременно считать с них информацию и занести ее в компьютер. Обычно RFID плохо работает с металлами и жидкостями, но здесь эта проблема решена для мелких предметов, поэтому устройство нацелено как на ювелиров, так и на фармацевтов. В идеале товары должны обзавестись RFID–метками еще на этапе производства.
Завод "РСТ–Инвент" расположен в Ленобласти. В бизнес было вложено 630 млн рублей, из них 190 млн рублей — инвестиции "Роснано". Вторым совладельцем "РСТ–Инвент" является ГК "Систематика", крупный игрок IT–рынка.
"Пока использование RFID могут позволить себе только крупные производители — это обусловлено достаточно высокой стоимостью RFID–бирок при небольших тиражах, — признает Виталий Войцехович, руководитель по развитию бизнеса "РСТ–Инвент". — Мы пытаемся решить эту проблему — стандартизировать размер ювелирной бирки для разных производителей. Это сделает технологию RFID доступной для среднего и малого бизнеса".
Стоимость RFID–системы для ювелирной отрасли варьируется в пределах 0,5 – 30 млн рублей. Цена бирки, куда встроена RFID–метка, зависит от дизайна и тиража: при минимальном тираже 100 тыс. штук стоимость составит 5 – 10 рублей за штуку.

Девять из десяти

В компаниях, которые занимаются внедрением RFID, сообщают, что ювелиры этой технологией активно интересуются.
"Конечно, многих потенциальных заказчиков останавливает стоимость решения, — отмечают в компании "Эрфид", — но все больше компаний понимают, что повышение точности и скорости сбора информации позволяет окупить инвестиции меньше чем за год". "Девять из десяти обращений от ювелиров звучат так: "Можно ли сложить товары в одну кучу и все просчитать?" — говорит Анна Карпова, руководитель RFID–проектов компании IDLogic. — В отличие от зарубежных коллег, российские торговцы ювелирными изделиями хранят именно так — единой массой". По словам Анны Карповой, зарубежные технологи не предлагают решение, подобное RST–Cube, именно потому, что оно там не востребовано. Российские аналоги интеграторам неизвестны.

Когда восторг поутих

Несколько лет назад технология RFID вызывала большой восторг у ретейлеров. Компания X5 Retail Group показала на форуме "Роснанотех–2011" проект "Магазин будущего" с "умной кассой", оборудованной RFID. Но обычные потребители его так и не увидели. Хотя, как утверждают в ООО "Магазин будущего", "умная касса" — "более сложное и совершенное устройство", чем RST–Cube, но с ним она не конкурирует, так как ориентирована на супермаркеты.
Оценки объема рынка RFID в РФ колеблются в диапазоне $40–300 млн. Технология прижилась в торговле одеждой, производственно–складской логистике. Интеграторы RFID говорят, что фармацевты — нечастые клиенты. Тем не менее компания "Герофарм" планирует внедрять технологию в 2014 году.
Генеральный директор ОАО " Русские самоцветы" Сергей Докучаев считает, что идея RST–Cube хорошая, но надо взвесить соотношение затрат и выгоды. Кроме того, не факт, что оптовым покупателям будет удобно работать с новыми метками.
Кстати, по данным "РСТ–Инвент", чаще всего ювелиры не заменяют штрихкоды RFID–метками, а используют все вместе.