Навальный идет в "партийные иконы"

Партия Алексея Навального попытается зарегистрироваться в третий раз. На этот раз неформальный лидер намерен стать формальным и вступить в "Народный альянс". Он может стать первым партийным лидером, которого избрали на пост в статусе осужденного. В этом случае он, правда, станет в лучшем случае  "знаменем" партии без реальных полномочий.

Оппозиционер Алексей Навальный объявил о том, что партия "Народный альянс" снова начинает процесс официальной регистрации. "В третий раз мы будем единственной партией, которая полностью выполняет все идиотические формальные требования Минюста, которые другие партии не выполняли отродясь (а их все равно регистрируют, а нас все равно нет)", — написал он в своем блоге.
Оргкомитет уже зарегистрирован Минюстом. Навальный добавил, что на этот раз  он входит в оргкомитет и вступит в партию. Он пообещал это в сентябре, в эфире "Эха Москвы" и сказал, что не просто
вступит в партию, но и готов ее возглавить. На итоговом митинге после выборов мэра Москвы

оппозиционер заявил, что намерен развернуть деятельность в масштабах всей страны и поучаствовать в выборах в Мосгордуму-2014.
"Народный альянс" был создан в прошлом году соратниками Навального по работе в "Роспиле", Фонде борьбы с коррупцией и других проектах. Сам же политик не вступал в партию, хотя выступал на ее съезде и всячески поддерживал. Дважды Минюст уже отказывал партии в регистрации — сначала в апреле процесс был приостановлен. Лидер партии "Альянс зеленых — народная партия" Олег Митволь попросил об этом министерство по причине схожести, по его мнению, названий.  Впрочем, чуть позже Минюст сообщил, что нашел противоречия в уставе партии законодательству и другие "противоречивые сведения". Сторонники Навального попытались заново представить документы, но в июле последовал окончательный отказ: чиновники заявили, что руководство партии не представило все необходимые документы, в том числе копии протоколов общих собраний о выдвижении делегатов на второй съезд партии и документы, подтверждающие создание регионального отделения в Кемеровской области, а также обнаружили несовершеннолетних среди членов "Альянса".
"Посмотрим, зарегистрируют ли нас в этот раз и чего стоят кремлевские заявления о "либерализации политической системы", — пишет Алексей Навальный. Партийцам придется заново проходить всю процедуру, от собраний в регионах до учредительного съезда.
Займет она несколько месяцев. Между тем судебные процессы с участием Навального в разгаре: на 14 октября в Мосгорсуде назначено рассмотрение жалобы братьев Навальных, Алексея и Олега, на возбуждение уголовного дела о мошенничестве с товарами компании "Ив Роше", а на 16 октября назначено заседание Кировского  областного суда по апелляции на приговор по "делу Кировлеса", которым Навальный осужден на пять лет лишения свободы. Пока политик находится на свободе до вступления приговора в силу, то есть через неделю он теоретически может сесть. Впрочем, дело могут вернуть на доследование или в первую инстанцию, а могут и заменить реальный срок условным.
Навальный уже говорил, что собирается заниматься политикой и из-за решетки, продвигая в Мосгордуму своих соратников. "Я буду активным образом участвовать в выборах, только просто сам не буду в списках кандидатов", — говорил он. Но если случаи избрания депутатом не выходя из СИЗО в новейшей истории зафиксированы, то осужденных лидерами партий пока еще не избирали.
"Юридически никаких ограничений на членство в политических партиях для осужденных нет, — говорит юрист Вячеслав Плахотнюк, специализирующийся на выборном законодательстве. — Другое дело, что активной политической деятельности Навальный вести не сможет, на территории исправительно-трудовых учреждений она запрещена, ячейку создать не получится. Как правило партии сами устанавливают для себя ограничения на участие осужденных в партийной жизни".
Правда, на партийный учет Навальному, возможно, придется становиться не в Москве, так как закон о политических партиях требует от членов партий числиться в региональном отделении по месту постоянного или преимущественного проживания. Ну, и избирать его в лидеры придется заочно. Другое дело, что в этом случае он превратится лишь в "икону" партии: по партийным уставам как правило именно председатель партии наделяется правом подписи документов, в том числе финансовых, а также заверяющих списки кандидатов. Если Навального все же ждет срок, то с оперативным подписыванием документов у него будут проблемы, так что эти права — то есть реальные полномочия по управлению "Народным альянсом" — неизбежно придется передавать в другие руки.
Пока партсписки, передающиеся в Центризбирком, заверялись председателями, иных прецедентов не было, и этот вопрос на самом деле строго не регламентирован. По идее закон дает право наделять такими правами уполномоченных лиц партии, но ЦИК легко сможет придраться к этому моменту, особенно учитывая личность Навального. Например, заявив, что эти лица должны быть уполномочены именно председателем. В крайнем случае можно изменить какую-нибудь внутреннюю инструкцию ЦИКа, а при необходимости и закон.
Но не исключено, что политик все же надеется на пересмотр приговора. В конце концов, после столичных выборов он повел себя достаточно мирно, не устраивая бессрочных акций протеста, как того ждали многие активисты.