"Деловой Петербург". Конкуренция вкусов

Автор фото: ИТАР-ТАСС

"Азбука вкуса" наращивает свое присутствие в Петербурге и вложит $18 млн в открытие четырех магазинов до конца года. В премиум–сегменте усиливается конкуренция.

Как рассказали dp.ru в компании "Азбука вкуса", до конца года в Петербурге начнут работу четыре супермаркета премиум–класса, два из них откроются до конца октября.
По данным "Азбуки вкуса", на 27 сентября намечено открытие супермаркета площадью 850 м2 в бизнес–центре на Литейном пр., 26, а на первую половину октября — второго супермаркета, под который арендовано более 800 м2 в бизнес–центре на Московском пр., 111. Один из новых магазинов задуман как флагманский — он займет 1500 м2 и обойдется компании в $7 млн. Объем инвестиций в три магазина обычного формата оценивается в $11 млн. В Петербурге компания рассчитывает построить сеть из 15 магазинов.

Требовательный арендатор

Первая в Петербурге "Азбука вкуса" открылась еще в прошлом году в ТК "Космополис" на Выборгском шоссе. К концу 2012 года компания собиралась открыть еще два супермаркета — в ТК "У красного моста" и на ул. Савушкина, но до сих пор работал только один магазин. "Подробностей раскрывать не можем, но договоренности с арендодателями не были достигнуты", — говорит Андрей Голубков, пресс–секретарь "Азбуки вкуса".
По его словам, в Петербурге у ретейлера возникли сложности с открытием торговых точек в исторической части города из–за того, что не все предлагаемые помещения отвечают его требованиям. "Азбука вкуса" рассматривает отдельно стоящие здания, а также первые этажи площадью от 700 м2, сообщают в Jones Lang LaSalle в Петербурге. Подходящие площади есть только в новых или реконструированных объектах, так как ретейлеру необходимы большой объем электроэнергии и помещения с открытой планировкой. Уровень ставки аренды для "Азбуки вкуса" в Jones Lang LaSalle оценивают в 2–2,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.

Развитие под угрозой

Существенного передела рынка расширение сети "Азбуки вкуса" не вызовет, считают на рынке. "У лидера петербургского рынка премиальных супермаркетов — компании "Лэнд" прочные позиции, и, если покупательские трафики операторов пересекаться не будут, перетока клиентов не случится", — убежден Иван Федяков, гендиректор ИА Infoline.
Правда, "Азбука вкуса" может несколько ограничить потенциал развития сети "Лэнд". В этом случае петербургский оператор сможет развиваться за счет выхода в другие города России, полагает Иван Федяков.
В самой "Азбуке вкуса" считают, что прямых конкурентов в Петербурге у компании нет, но из–за насыщенности петербургского розничного рынка конкуренция за потребителя жесткая. Компания ориентируется на аудиторию с уровнем дохода выше среднего. Однако в Петербурге такие покупатели не привязаны к бренду и часто предпочитают "Азбуке вкуса" более демократичные "О'Кей", "Ленту" и "Ашан".
Оборот розничной торговли в Петербурге по итогам прошлого года составил 844,8 млрд рублей, на долю премиальных продовольственных магазинов приходится менее 2% оборота. По данным Infoline, премиальный сегмент стабильно растет, по результатам этого года его прирост составит 4–5%.
Среди последних событий в этом сегменте — открытие супермаркета "Зеленый Перекресток" в ТЦ "Питерлэнд", а также развитие сети "Лэнд". Остальные операторы, "ГлобусГурмэ", "СуперБабилон", не наращивают сеть.
 
 

Справка

ООО "Городской супермаркет"

> Создано в 1992 году.
> Оборот в 2012 финансовом году — 25,2 млрд рублей, чистая прибыль — 394,7 млн рублей.
> На 99% принадлежит кипрскому офшору "Деманор инвестментс".
> Сеть — 55 супермаркетов в Москве и Петербурге.

 
 

Число потребителей премиальных продуктов растет быстрыми темпами. Люди стали лучше жить, и они готовы платить за более высокое качество, интересный ассортимент и хороший уровень обслуживания. Если бы было по–другому, сети премиальных супермаркетов не расширялись бы. Мы тоже рассматриваем возможность открытия третьего магазина. Конкуренция в нашем сегменте, безусловно, усиливается, и не только между специализированными магазинами. Нельзя сбрасывать со счетов и федеральные сети. Например, "Перекрестки" сейчас перестраиваются на более высокий уровень.
Лилия Кулешова
заместитель генерального директора сети "СуперБабилон" по коммерческим вопросам
Открытие нового магазина всегда сопровождается перетоком покупателей из соседних торговых точек, и это вполне объяснимо. Что касается конкурентной обстановки, то я уверен: с открытием новых "Азбук вкуса" она станет плотнее. Но главное — чтобы борьба между торговыми операторами оставалась корректной. С первой "Азбукой вкуса" мы работаем в непосредственной близи на Выборгском шоссе, места хватает всем. Мы в этом году планируем открыть еще два супермаркета, в следующем — не менее трех. Кроме того, "Лэнд" ведет переговоры по расширению сети в регионах через продажу франшизы.
Илья Штром
генеральный директор сети "Лэнд"