"Азбука вкуса" наращивает свое присутствие в Петербурге и вложит $18 млн в открытие четырех магазинов до конца года. В премиум–сегменте усиливается конкуренция.
Как рассказали dp.ru в компании "Азбука вкуса", до конца года в Петербурге начнут работу четыре супермаркета премиум–класса, два из них откроются до конца октября.
По данным "Азбуки вкуса", на 27 сентября намечено открытие супермаркета площадью 850 м2 в бизнес–центре на Литейном пр., 26, а на первую половину октября — второго супермаркета, под который арендовано более 800 м2 в бизнес–центре на Московском пр., 111. Один из новых магазинов задуман как флагманский — он займет 1500 м2 и обойдется компании в $7 млн. Объем инвестиций в три магазина обычного формата оценивается в $11 млн. В Петербурге компания рассчитывает построить сеть из 15 магазинов.
Требовательный арендатор
Первая в Петербурге "Азбука вкуса" открылась еще в прошлом году в ТК "Космополис" на Выборгском шоссе. К концу 2012 года компания собиралась открыть еще два супермаркета — в ТК "У красного моста" и на ул. Савушкина, но до сих пор работал только один магазин. "Подробностей раскрывать не можем, но договоренности с арендодателями не были достигнуты", — говорит Андрей Голубков, пресс–секретарь "Азбуки вкуса".
По его словам, в Петербурге у ретейлера возникли сложности с открытием торговых точек в исторической части города из–за того, что не все предлагаемые помещения отвечают его требованиям. "Азбука вкуса" рассматривает отдельно стоящие здания, а также первые этажи площадью от 700 м2, сообщают в Jones Lang LaSalle в Петербурге. Подходящие площади есть только в новых или реконструированных объектах, так как ретейлеру необходимы большой объем электроэнергии и помещения с открытой планировкой. Уровень ставки аренды для "Азбуки вкуса" в Jones Lang LaSalle оценивают в 2–2,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
Развитие под угрозой
Существенного передела рынка расширение сети "Азбуки вкуса" не вызовет, считают на рынке. "У лидера петербургского рынка премиальных супермаркетов — компании "Лэнд" прочные позиции, и, если покупательские трафики операторов пересекаться не будут, перетока клиентов не случится", — убежден Иван Федяков, гендиректор ИА Infoline.
Правда, "Азбука вкуса" может несколько ограничить потенциал развития сети "Лэнд". В этом случае петербургский оператор сможет развиваться за счет выхода в другие города России, полагает Иван Федяков.
В самой "Азбуке вкуса" считают, что прямых конкурентов в Петербурге у компании нет, но из–за насыщенности петербургского розничного рынка конкуренция за потребителя жесткая. Компания ориентируется на аудиторию с уровнем дохода выше среднего. Однако в Петербурге такие покупатели не привязаны к бренду и часто предпочитают "Азбуке вкуса" более демократичные "О'Кей", "Ленту" и "Ашан".
Оборот розничной торговли в Петербурге по итогам прошлого года составил 844,8 млрд рублей, на долю премиальных продовольственных магазинов приходится менее 2% оборота. По данным Infoline, премиальный сегмент стабильно растет, по результатам этого года его прирост составит 4–5%.
Среди последних событий в этом сегменте — открытие супермаркета "Зеленый Перекресток" в ТЦ "Питерлэнд", а также развитие сети "Лэнд". Остальные операторы, "ГлобусГурмэ", "СуперБабилон", не наращивают сеть.
Справка
ООО "Городской супермаркет"
> Создано в 1992 году.
> Оборот в 2012 финансовом году — 25,2 млрд рублей, чистая прибыль — 394,7 млн рублей.
> На 99% принадлежит кипрскому офшору "Деманор инвестментс".
> Сеть — 55 супермаркетов в Москве и Петербурге.
“
Число потребителей премиальных продуктов растет быстрыми темпами. Люди стали лучше жить, и они готовы платить за более высокое качество, интересный ассортимент и хороший уровень обслуживания. Если бы было по–другому, сети премиальных супермаркетов не расширялись бы. Мы тоже рассматриваем возможность открытия третьего магазина. Конкуренция в нашем сегменте, безусловно, усиливается, и не только между специализированными магазинами. Нельзя сбрасывать со счетов и федеральные сети. Например, "Перекрестки" сейчас перестраиваются на более высокий уровень.

Лилия Кулешова
заместитель генерального директора сети "СуперБабилон" по коммерческим вопросам
“
Открытие нового магазина всегда сопровождается перетоком покупателей из соседних торговых точек, и это вполне объяснимо. Что касается конкурентной обстановки, то я уверен: с открытием новых "Азбук вкуса" она станет плотнее. Но главное — чтобы борьба между торговыми операторами оставалась корректной. С первой "Азбукой вкуса" мы работаем в непосредственной близи на Выборгском шоссе, места хватает всем. Мы в этом году планируем открыть еще два супермаркета, в следующем — не менее трех. Кроме того, "Лэнд" ведет переговоры по расширению сети в регионах через продажу франшизы.

Илья Штром
генеральный директор сети "Лэнд"