"Деловой Петербург". Судьба судебной набережной

Автор фото: Тихонов Михаил

В Петербурге снова решают, какой станет территория между Тучковым и Биржевым мостами. Из "Набережной Европы" она превращается в судебную. Сегодня четыре проекта появятся на сайте Президентской библиотеки, жители смогут проголосовать за лучший из них.

В прошлом году президент России Владимир Путин заметил в Петербурге "очень хорошее пустое пятно", на котором бы идеально смотрелись Верховный и Высший Арбитражный суды. С территории старой Москвы их планировали переводить, а идея сделать Петербург судебной столицей, видимо, показалась заманчивой. Несмотря на то что "пустое пятно" уже было занято инвестпроектом "ВТБ–девелопмент" "Набережная Европы", его решили подвинуть. Управление делами президента приступило к организации нового архитектурного конкурса.

Обсудить суды

В новый архитектурный конкурс пригласили восемь команд — шесть из Петербурга, одну из Москвы и одно зарубежное бюро под руководством француза Жан–Мишеля Вильмотта, недавно победившего в конкурсе на реконструкцию здания Европейского университета. В финал прошли четыре петербургские студии: мастерская Максима Атаянца, "Земцов, Кондиайн и партнеры", бюро "Студия 44" Никиты Явейна и мастерская "Евгений Герасимов и партнеры", выигравшая предыдущий конкурс на застройку набережной.
На участке площадью 12,7 га должны расположиться здания Верховного суда, Высшего Арбитражного суда и Судебного департамента при Верховном суде. Здесь же построят служебное жилье. Из прошлого проекта в нынешний перешел Дворец танцев Бориса Эйфмана. Таким образом, на набережной будут соседствовать закрытые судебные территории и общественные пространства.
Сегодня проекты четырех финалистов появятся на сайте Президентской библиотеки, где можно будет высказаться за ту или иную концепцию. Также вы можете увидеть эскизы проектов в нашей галерее.
Обсуждение продлится ровно месяц, до 23 октября, после него выбирать победителей будет уже жюри, в состав которого вошли, например, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, управделами президента Владимир Кожин и министр культуры Владимир Мединский. Для будущих "жителей" квартала — председателей судов и Бориса Эйфмана также нашлось место. Организаторы конкурса обещают, что мнения всех оставивших отзыв о проектах будут доведены до сведения жюри.
Управление делами президента уже руководило проектом перевода в Петербург федерального суда — Конституционного. Для него было отреставрировано здание сената и синода, где суд, кстати, соседствует с Президентской библиотекой. Занималось ведомство также воссозданием Константиновского дворца. Но такой архитектурный конкурс на крупный проект новой застройки управделами проводит впервые.

К конкурсам не привыкать

А вот для этой территории конкурсы не впервой. В начале ХХ века будущее пристанище судов было складской зоной. В 1910–х годах ее решили преобразовать в полноценную часть центра, был проведен конкурс с участием лучших архитекторов того времени. К 1915 году все проекты опубликовали, через год территория перешла в собственность города, а еще через год стало уже не до архитектурных преобразований. Склады занял Госинститут прикладной химии (ГИПХ), для которого в 1960–х годах были возведены новые корпуса.
С 2003 года территорию принялось развивать "ВТБ Девелопмент", работы на участке начались в 2011 году. К этому времени также был проведен международный архитектурный конкурс. По проекту здесь должно было появиться элитное жилье с торговыми, офисными площадями, гостиницей и Дворцом танцев.
Перед остановкой проекта в 2012 году тогдашний председатель комитета по экономической политике Евгений Елин вслед за градозащитниками предлагал разбить на месте ГИПХа парк. Так он возвращался к идее генпланов 1940–х годов, когда главный архитектор Ленинграда Николай Баранов лелеял идею целой набережной парков. Планы не сбылись ни тогда, ни теперь: Евгений Елин уехал в Москву, "ВТБ Девелопмент" выходит и из других проектов в Петербурге, а вместо сада будет суд. Строительство комплекса могут начать уже в 2014 году, условия для этого есть — прошлый инвестор оплатил перевод ГИПХа, расчистил территорию и приступил к ее рекультивации. За работы ему предстоит вернуть 10 млрд рублей. Переезд судов и строительство нового комплекса оцениваются в 50 млрд рублей.
Мы постарались максимально сконцентрировать судебный комплекс, чтобы выделить как можно больше места для по–настоящему широкого пешеходного бульвара на Неве. Мы сделали бульвар шириной 60 м, то есть по ширине получилось 1,5 Невского пр. у Гостиного двора. Таким образом, город получает общественное пространство, на котором смогут появиться кафе и ресторанчики, например. В конце этого бульвара мы поставили Дворец танцев Бориса Эйфмана, мы решили разместить его не на пр. Добролюбова, а на Неве, так что по нашему проекту и сам суд, и театр выходят в общегородское пространство. В прошлом проекте стремление расположить здания ближе к Неве было понятно, это были жилые дома для продажи, и территорию надо было использовать на полную катушку. Теперь же это жилье служебное, поэтому набережную в большей мере можно дать городу.
Юрий Земцов
генеральный директор архитектурного бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры"
В проекте мы возвращаемся к идее Петровского Петербурга, к той структуре, которой почти не осталось в городе: это узкие улицы–линии, выходящие торцом к Неве, остатки этого прекрасного планировочного решения есть на Васильевском острове, где особнячки зубчиками выходят к Неве от Академии художеств до 9–й линии. В проекте появляются и каналы. Второе — это "островное" расположение театра посреди открытого публичного пространства. Так же, как у Александринского театра, только здесь вместо Невского пр. — Нева, которая, как известно, на самом деле главная улица нашего города. И последнее — это создание некоего греческого или римского форума, который образуют на набережной небольшие храмики. Они по своим масштабам сопоставимы с масштабами жилой застройки, даже ниже по высоте, но это не фоновая, а именно храмовая архитектура. Мы широко используем мотив колоннад в духе безордерной классики.
Никита Явейн
генеральный директор архитектурного бюро "Студия 44"
Здесь есть две важные к исполнению и взаимоисключающие вводные. С одной стороны, это должно быть нечто торжественное, соответствующее государственному масштабу, с другой стороны — быть почти незаметным в панораме. Чтобы максимально сохранить городские панорамы, мы понизили высоту на части участка до 13 м, так сохранился вид на Князь–Владимирский собор в панораме Васильевского острова. Я никогда ни в какой архитектурной парадигме, кроме классической, не работал, и этот проект выдержан в довольно строгой неоклассической традиции. На конкурс реконструкции Тучкова буяна 1914 года Иван Фомин сделал интереснейший классический проект, который не был осуществлен, но оказал большое влияние на развитие истории архитектуры, мы в какой–то мере отталкивались от этой традиции.
Максим Атаянц
генеральный директор Архитектурной мастерской Максима Атаянца
Мы представили два варианта концепции. По одному Дворец танцев формирует новую площадь у пр. Добролюбова, по другому вокруг театра формируется большой зеленый парк. Парковая зона ориентирована таким образом, чтобы раскрыть визуальную ось городского значения — от набережной Малой Невы к Князь–Владимирскому собору. Пусть выберет комиссия, но мне кажется, что второй даже предпочтительнее. Самая главная идея — это ясность градостроительного подхода и целостность архитектурного ансамбля, то есть четкое зонирование — на административную зону со зданиями судов, общественную — с парком и театром и жилую — с медицинским блоком. Архитектура, которую мы здесь предлагаем, — это историзм, нам кажется, она здесь наиболее уместна.
Евгений Герасимов
генеральный директор архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры"