"Деловой Петебург". "Невские сыры" осели под Вологдой

Автор фото: Яндолин Роман
Холдинговая компания "Невские сыры". Генеральный директор компании "Невские сыры" Альберт Суфияров.

"Невские сыры" начинают выпуск сыра фета под Вологдой. Проект стоимостью 7 млн евро позволит производителю в будущем избежать перебоев в поставках.

На минувшей неделе петербургский производитель сыров, майонеза и молочной продукции "Невские сыры" подписал соглашения с компанией TetraPac и администрацией Вологодской области. Своя производственная линия на территории России позволит отказаться от контрактного производства во Франции.
"На мощностях французского завода "Флешар" мы производили 250 т феты под брендом "Сиртаки" в месяц", — рассказывает владелец "Невских сыров" Альберт Суфияров, — под Вологдой сможем выпускать более 400 т в месяц".
Руководитель проекта в TetraPac Екатерина Еселева отметила, что это первое производство феты в упаковке тетрапак в России и СНГ. "Локализация производства в России позволит снизить затраты на логистику", — добавила она.

Защита от надзоров

Помимо снижения затрат завод в России получит страховку от политических рисков, считают участники рынка. Так, в этом году Россельхознадзор запретил ввоз греческой феты в Россию. Сырье для нее закупали у производителей, не имевших права на экспорт продукции в государства Таможенного союза. Также Россия запрещала импорт мясной и молочной продукции из ряда регионов Германии.
"Импорт сворачивается по тем или иным причинам, и это сыграет на руку местным производителям. Недавно запретили греческую фету, теперь под угрозой может оказаться та же "Парижская буренка", которая производится на французском предприятии", — отмечает Александр Ильин, директор по развитию "Дэнмакс" (производство феты мощностью 100 т в месяц в Петербурге). "Отечественной продукции на прилавках становится больше", — радуется он.
"В производстве за рубежом есть свои плюсы, — говорит гендиректор Arla foods Artis Михаил Ляско. — Там наработан большой производственный опыт, тогда как для России фета — относительно молодой продукт". В то же время он признает, что местное производство позволяет избежать расходов, связанных с таможенными пошлинами и логистикой".

Популярная фета

Объем рынка белых рассольных сыров в России в 2012 году составил 14,4 тыс. т, или 1,73 млрд рублей, приводят данные "Невские сыры". Среднегодовой прирост за последние годы составлял 6,3%.
По собственным оценкам "Невских сыров", их доля рынка в данном сегменте составляет 16,31% по России, и 28% на Северо–Западе. После запуска производства компания планирует занять 25% российского рынка. Почти 70% рынка приходится на немецкий Hochland (бренд "Фетакса"), французский "Флешар" ("Парижская буренка") и "Арла Фудс Артис" (Дания — Швеция, бренд Apetina). Российские производители — компания "Умалат" (бренд "Фета Salatta") в Брянской области, а также "Дэнмакс" (бренд "Феталина" в Петербурге) делают фету в пластиковой упаковке. По данным УК "Финам Менеджмент", объем потребления феты в России пока в 2,5 – 3 раза ниже, чем в развитых странах, а рынок растет в деньгах на 15% ежегодно.
"Даже с учетом того, что временно нет сыра из Германии, продажи феты выросли на 30% в связи с увеличением выбора торговых марок на полке", — сообщила менеджер отдела закупок сети Prisma Ирина Силенко. По ее словам, покупатели стали больше путешествовать, знакомиться с кухнями разных стран и воплощать заморские рецепты в домашних условиях.
"Фета пользуется спросом в "О’Кеях", но новый продукт может попасть на полку только после анализа состава продукта, цены и его органолептики", — говорит Артем Глущенко, руководитель по внешним коммуникациям сети "О’Кей".