Ольга Мягченко olga.myagchenko@dp.ru Все статьи автора
11 сентября 2013, 05:06 50

Дорогу инновациям

Массовому внедрению новых технологий в дорожном строительстве мешает устаревшая нормативная база.

Инновации в дорожном строительстве — модная тема последних лет. Отечественные дорожные НИИ и иностранные разработчики предлагают рынку сотни инноваций, способных повысить качество дорожного покрытия, снизить стоимость работ и ускорить их производство. Некоторые технологии в качестве бонуса еще и помогают улучшить экологическую обстановку, так как предусматривают использование в строительстве разного рода отходов.

Например, резиновую крошку, получаемую при измельчении отработанных автопокрышек, применяют в качестве вяжущего элемента в асфальтовой смеси. Упругие свойства резины передаются асфальту, в результате уменьшается глубина и скорость образования колеи на дороге.

По словам вице–президента американской Ассоциации резиновых дорог Клиффорда Ашкрофта, "резиновый" асфальт почти бесшумный, менее хрупкий зимой и не плавится в жару. Его износостойкость на 20 – 30% выше, чем у обычного. И хотя он почти настолько же дороже, но за счет сокращения межремонтных сроков дорожники могут получить существенную экономию. Правда, пока асфальт с применением резиновой крошки укладывается лишь на небольших опытных участках дорог. В Петербурге и Ленобласти этот метод почти не используют.

Вторая жизнь дороги

Более распространена технология холодного ресайклинга — создание нового асфальтобетонного покрытия с применением переработанного старого асфальта.

Помимо экономии средств на такое дорожное строительство ресайклинг помогает в 3–4 раза сократить сроки производства работ и повысить устойчивость покрытия к износу.

Добавление различных полимерно–минеральных вяжущих смесей в такой асфальт позволяет приспосабливать его к тем или иным климатическим условиям.

С применением ресайклинга был проведен капремонт нескольких дорог в Петербурге — например пр. Добролюбова. По информации генподрядчика этого проекта ЗАО "ПО "Возрождение", если применять традиционную технологию ремонта, нужно отдельно укладывать и укатывать каждый слой дорожной конструкции. А при ресайклинге это происходит один раз. Кроме того, подрядчику не приходится утилизировать старое покрытие. Причем снимать асфальт и перерабатывать его по такой технологии можно много раз.

В 2010 году компания "Возрождение" начала наносить на дороги особые пешеходные разметки — хампы. Они чуть приподняты над основным уровнем дороги, это заставляет водителей немного снижать скорость перед пешеходным переходом. Хампы выполняются из гранита со специальным покрытием, которое не позволяет влаге проникать внутрь разметки.

Теперь и у нас спустя 40 лет

Большинство новых разработок заимствовано из–за границы. Там же производятся и инновационные строительные материалы. В последнее время некоторые из них начинают выпускать и в России. Например, петербургская и московская "дочки" германской Knauf в этом году приступают к местному производству дорожного пенополистирола, который в Европе уже свыше 40 лет применяют для стабилизации грунта, при устройстве насыпей авто– и железных дорог, мостов и пр.

Как говорит Евгений Медрес, главный инженер ГК "Дорсервис", сооружение насыпи с применением этой технологии по сравнению с традиционной свайной обходится на 20% дешевле. Вдобавок этот материал долговечен и прочен.

По словам главного технолога ЗАО "Беатон" Марины Веселовой, у многих новых технологий есть большие преимущества, но широко применять их мешает отсутствие нормативной базы. Российские ГОСТы и СНиПы основаны еще на советских разработках. А поскольку почти все дороги строятся по госзаказу, то проектировщики должны учитывать те технологии, которые имеют официальное признание. Кроме того, федеральный закон № 94 о госзакупках предусматривает в качестве главного критерия при отборе победителей на конкурсах по госзаказу наименьшую стоимость работ.

Отложенная экономия

Многие дорожные инновации обходятся дороже, чем традиционные, но дают экономию при эксплуатации. Это не принимается во внимание при проведении торгов, поэтому выигрывают подрядчики с наименьшими запросами и часто с устаревшими технологиями, поясняют участники рынка. Отдельные компании решают проблему, добиваясь утверждения методических указаний или отраслевых нормативов по использованию тех или иных инноваций.

Крупные проекты, особенно с иностранным участием (такие, как, например, скоростная трасса Москва — Петербург) тоже получают своеобразный инновационный карт-бланш. Но без масштабного пересмотра законодательства не обойтись, говорят дорожники.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама