"Деловой Петербург". Бизнес из кризиса

Канадец Лонни Тиссен (27 лет) умело использовал возможности нефтяного кризиса осени 2008 года. Любовь к металлококонструкциям он пронес сквозь всю свою жизнь.

Снабжая рынок металлическими емкостями для нефтепродуктов, Лонни Тиссен зарабатывает несколько десятков миллионов долларов в год.

Любовь к металлу

Интерес к металлоконструкциям Лонни проявлял еще ребенком. Он с радостью приходил на работу к отцу, Рональду Тиссену, владевшему фирмой по производству емкостей под нужды нефтяников: топливных цистерн, баков и бочек. К 12 годам Лонни надоело бесцельно гулять по ангарам: он напросился делать несложную работу по покраске только что изготовленной продукции.
В 17 лет Лонни понял, что бизнес, связанный с металлом, — его призвание: он получил лицензию сварщика, а затем стал осваивать азы проектного менеджмента в сфере услуг по поставке резервуаров и емкостей для нефтяной отрасли. Практика была под боком: в определенные дни отец пускал его помогать штатным сварщикам, в другие дни приглашал поучаствовать в переговорах с клиентами. Вскоре Лонни стал вести такие переговоры сам, попутно изучая отрасль и знакомясь с ее ключевыми игроками.
В июне 2008 года Рональд Тиссен продал свою фирму крупной канадской корпорации. Лонни, однако, не стал бросать любимое дело: уже в октябре, невзирая на наступивший кризис нефтяной отрасли (когда цены на нефть упали в несколько раз), он открывает собственную компанию — Westlab Manufacturing. Стартовый капитал молодого предпринимателя составил около $1 тыс. Лонни, невзирая на долгую работу с отцом, не попросил у того ни цента на развитие бизнеса, однако внимательно прислушивался к советам. Один из таковых гласил: "Нефтяная отрасль нестабильна — не разбрасывайся деньгами". И потому Лонни, подававший заявку на кредит для бизнеса в нескольких банках и получивший одобрение от каждого, так и не оформил ни один из них. Он стал работать над созданием бизнес–модели, которая должна была содержать минимум финансовых рисков, но в то же время позволять бизнесу расти.
Ситуация на рынке складывалась совершенно не в пользу канадца. Во–первых, в силу кризиса спрос на изготовление емкостей со стороны нефтяных фирм упал значительно. Во–вторых, в провинции Альберта, где работал Лонни, сложилась совершенно тупиковая ситуация с кадрами: даже в докризисное время люди приезжали работать сюда в основном вахтовым методом. Теперь же заманить людей в провинцию, страдающую от рецессии главной отрасли местной экономики, было еще сложнее. Лонни понимал, что конкретно сейчас вкладываться в бизнес неразумно. Но он сумел разглядеть в кризисе колоссальные возможности, которые нужно было обязательно задействовать до того, как начнется рост.

Путешествие на запад

Тиссен поехал в западные провинции страны — туда, где "вахтеры", приезжавшие время от времени в Альберту, жили постоянно и сейчас, в силу кризиса, сидели без работы. Лонни договаривался с ними, что, как только в Альберте дела наладятся, он позовет к себе именно их. Канадцу также удалось убедить их в преимуществах работы не по трудовому контракту, а на условиях субподряда в привязке к конкретному проекту.
Здесь же, на западе Канады, Лонни встречался с местными предпринимателями, мечтавшими о том, чтобы стать подрядчиками крупных нефтяных корпораций, но не имевшими нужных связей для того, чтобы заявить о себе. Тиссен гарантировал им это посредничество в обмен на готовность по первому вызову явиться в Альберту и выполнить работу над проектами.
Таким образом Лонни Тиссен, пока основная масса игроков рынка бездействовала, сетуя на кризис, сформировал внушительную базу партнерских фирм и индивидуальных исполнителей, готовых к оперативной явке в ангары Альберты по мере восстановления спроса на продукцию со стороны нефтяников. Оплата труда подрядчиков должна была идти за счет клиентских денег — тем самым искомая канадцем бизнес–модель с минимумом рисков приобрела бы реальную основу.

Максимум аутсорсинга

В 2009 году нефтяная отрасль, как и ожидал Лонни, стала оправляться от кризиса. Он нашел первого клиента для Western Manufacturing (фирму он переименовал из–за спора за авторские права с другой компанией), сделавшего заказ на изготовление емкостей для нефтепродуктов стоимостью $30 тыс. По итогам года фирма Тиссена закрыла еще несколько проектов на общую сумму около $100 тыс. Впоследствии рост оборотов Western Manufacturing был совершенно головокружительным: в 2010 году фирма заработала $5,8 млн, в 2011–м — более $32 млн.
Сейчас фирма Лонни Тиссена работает в Канаде, США, Латинской Америке и Восточной Европе. Бизнес–модель Western Manufacturing, основанная на работе с субподрядчиками, продолжает функционировать. Штат компании (около 40 человек) почти полностью состоит из проектных менеджеров. Производственные функции, а также контроль качества полностью вынесены на аутсорсинг. Это дает компании Тиссена возможность гибко подстраиваться как под глобальную ситуацию на рынке, так и под запросы конкретных клиентов.