"Деловой Петербург". Мечты районных бизнесменов

Автор фото: Беликов Валентин

 Редактор "ДП" Лилия Агаркова - о том, как коррупция влияет на работу малого бизнеса

Малый бизнес не перестает удивлять. Например, на Васильевском острове недавно открылась своя джелатерия на Малом пр. Вдохновленная названием, я зашла попробовать какого–нибудь итальянского мороженого. Но мороженое было одного вида — белое, из автомата. Разными были только посыпки и сиропы. На мой вопрос, почему назвали точку джелатерией, ответили, что это мороженица, не так ли? Вот "Нокию" купил "Майкрософт", и финны скорбят. Уходит национальный символ, такой финский бизнес. Но ведь это мировой тренд — все компании, если они хотят жить, учатся и меняются по ходу дела, а если не получается меняться самостоятельно, идут туда, где их научат. А наш малый бизнес зачастую не хочет учиться и меняться, его и так все устраивает. Зачем вкладываться во франшизу блинных ресторанов, если печь блины умеют все? Зачем искать рецепты итальянского мороженого, если на вывеску и так зайдут? Но, если все умеют печь блины, зачем пользоваться чужой маркой? Может быть, все это оттого, что нет уверенности в завтрашнем дне и хочется быстрее срубить денег? Сложилась такая ситуация, по мнению многих предпринимателей, именно потому, что на глазах крепнут традиции, которые складываются в последние годы. Имя им коррупция. Причем носит она такой завораживающий и естественный характер, что одни правоохранители тут ничего поделать не могут. Иллюстрацией сказанному служит впечатление прошлой недели.
Мы выпили кофе в ближайшем кафе с одним читателем нашей газеты, предпринимателем, который ведет ресторанный и торговый бизнес в городе более 15 лет. Он рассказал историю о том, что бизнесмены района, где он работает, хотят создать общественный совет, который бы действительно помогал решению проблем малого бизнеса на конкретной территории. Навели на такую мысль непреодолимые барьеры в части продления договоров аренды на землю. Чтобы продлить договор аренды, моему собеседнику в одном случае предлагалось отдать 50% бизнеса представителям одной заслуженной общественной организации, в другом случае — встретиться почему–то с представителями одной из диаспор, которые, представляете, говорили о том, что в районе все решают именно они, потому что они, мол, и купили место главного чиновника этому чиновнику. И теперь инвестиции нужно окупать. Бизнесмены посоветовались и решили — почему бы тогда им не скинуться и не купить это самое место, если оно продается? Я спросила, а кто продает это место. "Если бы я знал, — сказал бизнесмен, — я бы не ходил по судам". Суды он, кстати, проигрывает. Правда, после этого по ночам ему звонит пьяный женский голос и, представляясь судьей, просит прощения.