"Выходной Петербург". Не судите

"Наш класс" по пьесе Тадеуша Слободзянека в Малом драматическом театре —Театре Европы

Это шестая премьера рассчитанного на один сезон проекта "Мы+ они="м"ы" — фестиваля спектаклей по сочинениям авторов, живущих в окрестных с Россией странах и выбравших предметом своих художественных исследований драматические страницы нашей общей истории, которые так и не перевернуты и потому продолжают отравлять современность.
"Наш класс. История в XIV уроках" — пьеса маститого польского драматурга Тадеуша Слободзянека. Драматургическая конструкция, многократно использованная, но оттого не менее эффективная. Надрывающая сердце. Душераздирающая. Нормальные вроде бы люди попадают в чудовищную ситуацию — и дальше мы следим, с какой скоростью они потеряют человеческий облик и сами станут чудовищами.
Задрипанный городишко Едвабне, где исстари живут бок о бок поляки с евреями. Дети вместе учатся — это и есть наш класс. В 1939–м по договору СССР и Германии в Польшу входит Красная армия, евреи–социалисты в охотку идут на службу новому порядку. И, само собой, доносят на классовых врагов, тех репрессируют. Приходят немцы — тут поляки и отыгрались. Погром: одноклассника соученики убивают прямо на улице, одноклассницу по очереди насилуют. Один парень полюбил еврейку, спрятал ее, потом крестил, женился. Другой, став полицаем, пытается отправить ее в гетто — тут уже поляки убивают друг друга. Завязывается кровавый узел круговой поруки, общих страшных тайн. После войны спасшийся еврей идет на службу в органы, ловит поляков, участвовавших в холокосте, превращается в садиста, не уступающего в жестокости тем, кто, заперев в сарай женщин и детей, спалил их заживо. Зло в ответ на зло, да с лихвой, и никакого разрешения этого ужаса нет. До жалкой старости и бесславной смерти.
Самое тут непереносимое — Слободзянек ничего не выдумывает. История документальная, у всех героев есть реальные прототипы, и в 2001 году президент Квасьневский в Едвабне произнес покаянные слова от имени поляков перед евреями.
Режиссер Наталья Колотова сделала самое главное и самое нужное, без чего вообще не надо было бы браться за этот материал. В скудном пространстве Камерной сцены, почти без декораций (оформление Евгения Никифорова — клинообразные помосты, делающие мизансцены рельефными, и свет), без костюмов (у всех черно–белая униформа) она выстроила действие, заставляющее сопереживать каждому его повороту, примеривать каждую ситуацию морального выбора (а, собственно, только из этих ситуаций пьеса и состоит) на себя.
Актеры работают в сложной условно–достоверной манере: то отстраняясь от персонажей, докладывая обстоятельства, то погружаясь в глубоко эмоциональное переживание этихобстоятельств со страстными монологами и настоящими слезами. Такая убедительность, проникновенность приводит к провокационному и пугающему результату: получается, что у каждого своя правда,каждого можно — о ужас! —понять. И даже пожалеть. Этот бесстрашный и беспощадный спектакль затеян для того, чтобы мы вспомнили: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такой и вам будут мерить" (Мф. 7, 1 – 2).
И еще от одного суда "Наш класс" заставил отказаться. В прежних спектаклях этого проекта заняты были в основном молодые актеры и стажеры МДТ. И кое–кто вызывал недоумение: они сильно не добирали до уровня профессионализма прославленной труппы Льва Додина. Оказалось, просто надо было отдать их в руки Колотовой.