"Деловой Петербург". Голые в Строгановском

Автор фото: Николай Хорунжий

Эротика в фотографии: от Альфреда Эберлинга до наших современников - историк Лев Лурье о выставке "Красота без гламура" в Строгановском дворце.

На первом этаже Строгановского дворца открылась выставка фотографии "Красота без гламура". Из всех филиалов Русского музея: Михайловского, Мраморного, Строгановского дворцов, Инженерного замка, Летнего и Михайловского садов и домика Петра — Строгановский имеет самую неопределившуюся репутацию.
Построенный Растрелли в елизаветинское царствование, дворец знаменитого баронского и графского родов был разорен большевиками и превращен в офисное здание. С 1989 года его восстанавливают. Процесс близок к завершению.
Сокровища Строгановых в 1920–1930–е годы продали за границу или распылили между самыми разными собственниками, так что огромные помещения анфилады второго этажа выглядят пустынно: графы уехали, евроремонт сделан, но хозяева так и не вернулись. Впрочем, прийти сюда стоит хотя бы из–за необычайно эффектных видов на Невский, Мойку, внутренние дворы. Особенно впечатляет угловой Зеркальный зал, где в огромных зеркалах отражаются Зеленый мост и его округа.
Выставка "Красота без гламура" (куратор — Светлана Зинченко) — это около сотни фотографий обнаженной женской натуры, расположенных в хронологическом порядке. От ученика Ильи Репина салонного художника начала XX векаАльфреда Эберлинга до наших современников Анатолия Белкина, Андрея Чежина, Али Есипович. Эти вещи не хранятся в самом Русском музее — их предоставили галереи, коллекционеры, авторы.
Вызывающе эротичны предреволюционные работы Эберлинга, запечатлевшего своих моделей как заготовки для будущих живописных портретов ("дамы устают позировать долго"). В те время художники так часто делали: сначала фотографировали, потом рисовали — например,знаменитые французы Пьер Боннар и Эдуард Вийар из художественной группы "Наби" (недавно в вашингтонской "Филипс коллекшн" прошла их огромная выставка Painters and Photography, Bonnard to Vuillard). В 1920–е годы особенно известен был Николай Свищев–Паола, работавший в технике брамайль. Для него характерны размытые снимки, сделанные объективом "монокль" в манере знаменитого немца Герхарда Рибке. Пиктореалист времен нэпа Абрам Гринберг снимал новых персонажей:вместо балерин и изнеженных дам полусвета Альфреда Эберлинга у него грубая плоть работниц и крестьянок. Собственно, на Гринберге жанр ню на долгие годы исчез из отечественного фотоискусства. Как писали тогдашние газеты, "публичная, общественнаяфотография должна раз и навсегда прекратить доступ на свои выставки, в свои витрины, в свою печать этому грязноватому пережитку капиталистических отношений". В 1936 году Гринберга арестовали за порнографию.
К 1930–м годам относится прелестная шутливая фотография Петра Макиевского "Монмартр. Петя Снопкови Алиса Порет", где известный ленинградский сценограф целует в ножку свою гражданскую жену, знаменитую художницу.
После того как жанр ню в СССР был запрещен, фотография такого рода уходит в подполье. "Обнаженная в чулках" и "Генеральская жена у гарнитура" неизвестных фотографов 1930–х годов — уже почти порнография. Пикантные фото, а особенно живопись хранились у советских начальников за запертыми дверьми. Официально каждый намек на наготу вызывал скандал.
Но сила солому ломит, и в "Огоньке", "Работнице", "Советской женщине" нет–нет да и появлялись почти нагие гимнастки, легкоатлетки, балерины. Жанр вышел на поверхность в перестройку. И, что бы ни было сказано в названии выставки, конечно, практику определил мейнстрим. Профессиональный фотограф обязан запечатлевать прекрасные выпуклости фотомоделей и кинозвезд. Такого немало и тут. К счастью, со штампами можно работать иронически. Две смешнейшие фотографии Виты Буйвид и серия пожилых дам Али Есипович это прекрасно показывают.
К открытию выставки вышел обширный каталог с прекрасной, исчерпывающей вступительной статьей Александра Боровского.