"Деловой Петербург". Кофе, кот и Интернет

Автор фото: Беликов Валентин
книжный магазин "Подписные издания" в котором можно выпить кофе и поесть. Санкт-Петербург, Литейный пр, 57

Несетевые книжные магазины осваивают формат литературного клуба. Это помогает им сохранять стабильный спрос.

За 5 лет, прошедших с начала кризиса, спрос на книги в стране, по данным Российской книжной палаты, упал почти на 20%. В то время как крупные книжные гипермаркеты ищут новые ниши рынка или закрываются, услуги маленьких несетевых магазинов пока пользуются стабильным спросом.
Михаил Иванов, директор книжного магазина "Подписные издания", считает причиной такого положения правильный подбор ассортимента и более личное отношение к покупателям: "Сетевые книжные магазины завалены книгами, в которых персонал не ориентируется, а в маленьких магазинах и продавцы, и сами владельцы обычно много читают и могут дать совет, поговорить с покупателем".
Как сетевые, так и несетевые магазины не ограничиваются только торговлей книгами. Например, в небольшом магазине "Свои книги" проходят встречи с писателями и поэтические вечера, тут есть кот и кофемашина — все это создает атмосферу книжного клуба. В "Подписных изданиях" представлены открытки и канцелярские товары. "В нашем магазине много сидячих мест, есть wi–fi, это пространство, в котором можно приятно проводить время", — говорит Михаил Иванов.
Артем Фаустов, совладелец книжного магазина "Все свободны", важным фактором развития несетевого книжного магазина считает тщательный подбор ассортимента, включающего редкие книги. Многие небольшие магазины работают напрямую с издательствами, приобретая книги как по специальной тематике, так и малотиражные издания. Однако, несмотря на все нововведения, оборот среднего несетевого книжного магазина редко превышает 300–400 тыс. рублей в месяц.

Почему не читают

Причины падения рынка эксперты видят во многих факторах: в общем падении интереса к чтению, переходе в электронный формат, низкой покупательной способности населения. Последнее осложняется повышением цен на книги. За год издательства поднимают цены от 5 до 25%. В результате отмечается как отток покупателей, так и снижение среднего счета на 20–25% в год.
Многие винят в снижении тиражей Интернет: совместное исследование Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и "Левада–центра" выявило, что почти 30% жителей российских городов–миллионников читают электронные книги, при этом 80–90% этих книг — пиратские. Артем Фаустов отмечает, что многие страны уже давно пережили влияние Интернета на книжный рынок.
"Крупные сетевые магазины неповоротливы, и в этой ситуации крупные сети переходят на торговлю сопутствующими товарами, а небольшие магазины спасает наличие постоянной аудитории, избирательность и хорошее знание ассортимента, — говорит он. — Например, мы специализируемся на гуманитарной литературе и можем помочь читателю найти нужную книгу в этой области. Часто в зале работают сами владельцы".
Артем Фаустов считает, что рынок города не насыщен несетевыми и специализированными книжными магазинами, по его словам, в Петербурге их около 10 — для мегаполиса этого мало.
Несетевые магазины могут не бояться перемен на книжном рынке, если станут интересными, создадут индивидуальный ассортимент и стиль общения с аудиторией. У таких магазинов должно быть узнаваемое лицо и, конечно, очень внимательное обслуживание. Создать собственный стиль удалось, например, магазину "Подписные издания" — он запоминается. Объем книжного рынка в Петербурге — приблизительно 6 млрд рублей, это около 10% объема российского рынка. Эти цифры в последние несколько лет снижаются, но если вы знаете предпочтения нескольких тысяч своих клиентов и внимательно следите за их изменениями, можно не бояться, что они вдруг перестанут читать, — они вряд ли перестанут.
Денис Котов
генеральный директор ООО "Торговый дом "Буквоед"