Вице-премьер Дмитрий Рогозин раскритиковал Роскосмос за неэффективное управление, отсутствие целей и отсутствие улучшений в качестве техники. К большому количеству просчетов и небрежностей, по мнению специалистов, привело снятие военного контроля.
Недавний инцидент с "Протоном-М" видимо заставил правительство всерьез задуматься о работе Роскосмоса. Вице-премьер Дмитрий Рогозин на совещании в понедельник раскритиковал ведомство и даже предложил объединить его с авиационной промышленностью. По его словам, разделение этих областей — искусственное, и объединение отраслей пойдет на пользу обеим за счет взаимопроникновения технологий.
"Во-первых, вижу неэффективное управление. Во-вторых, избыточные мощности. В-третьих, мутное понимание целей космической деятельности. Меры, предпринимаемые Роскосмосом по повышению качества ракетно-космической техники, к ожидаемым результатам не привели", — заявил вице-премьер.
И действительно — сложно сказать, что на примере хотя бы того же "Протона-М" Роскосмосу удалось сильно продвинуться в сторону успешности проектов. За последние 3,5 года было совершено 36 запусков этой ракеты-носителя, из которых четыре были неудачными, один — успешным лишь частично. Получается, проблемы возникли почти на каждом седьмом запуске. При этом в период с 2001 по 2010 год было совершено 38 запусков, из которых лишь три были неудачными. Количество запусков с 2010 года, конечно, сильно увеличилось, но вместе с этим выросло и количество неудач.
По словам Дмитрия Рогозина, Роскосмос перестал стимулировать внутренний спрос на результаты космической деятельности и уменьшил участие в формировании научно-технического задела, который в скором времени будет исчерпан. Кроме того, в ведомстве нет единой технической политики, а спутникостроительных предприятий в России 10, в то время как у США их четыре, у Китая — два.
Июльская авария, как отметил Рогозин, негативно отразилась на престиже страны. Как выразился премьер, "у нас можно с помощью чьей-то матери и кувалды неправильно установить такое важное изделие". А установка камер, с помощью которых собираются контролировать подобные вопросы, вице-премьера не вдохновила — мол, они будут только для констатации уже свершившегося факта неудачи.
Экспертное сообщество с ним согласно и вспоминает те времена, когда еще действовал военный контроль за производством космической техники. Бывший руководитель Роскосмоса Юрий Коптев (сейчас — руководитель группы независимых экспертов) отметил, что последние неудачные запуски связаны именно с отменой контроля в 2010 году.
"В 1994 году в Центре имени Хруничева насчитывалось 298 военных представителей, из которых 82 — офицеры, а на сегодняшний день вся военная приемка предприятия насчитывает 10 офицеров и 29 гражданских специалистов. Практика показывает, что военный надзор — это очень эффективный инструмент обеспечения независимого контроля", — считает он.
Возможно, Роскосмос вскоре начнет работать чуть эффективнее — ведь, по словам его нынешнего главы Владимира Поповкина, военные представительства будут восстановлены. И вместе с "работами по повышению контроля качества" эта мера должна привести к положительным результатам.