Вице-премьер Дмитрий Рогозин – о причинах падения ракеты-носителя "Протон-М" и состоянии космической отрасли в России: "Что дальше?"
Вице-премьер Дмитрий Р
огозин
провел заседание комиссии по расследованию
аварии ракеты-носителя "Протон-М"
Государственная комиссия выявила техническую причину аварии — это неправильная установка датчиков угловых скоростей. Конечно, главная задача — ответить на вопрос, почему при производстве штатной серийной ракеты, изделия с отработанной технологией изготовления стала возможной неправильная установка этих систем и почему она не была выявлена заранее, почему не была устранена. Весь процесс от разработки до изготовления и запуска ракеты, напомню, жестко регламентирован положением о РК-11 и иными организационно-техническими документами. Тем не менее вопрос: почему стали возможными столь нелепые технические ошибки? Причины — отсутствие должной технической дисциплины, порой преступная халатность должностных лиц, недостаточность, формальность, поверхностность мер, которые принимаются Федеральным космическим агентством для обеспечения качества серийно выпускаемой техники, отсутствие материальной и административной ответственности предприятий и конкретных руководителей за результаты своей деятельности.
Сейчас обсуждаем эту масштабную аварию, и я так и не понимаю: кто виноват-то — какие-то абстрактные конструкторы, абстрактные технологи, какие-то стрелочники, которые говорят, что они здесь ни при чем, и вообще плохо что-то помнят, и где они там были… А что предлагается взамен? Установить фото- и видеорегистраторы, чтобы узнать, кто был на рабочем месте в данный конкретный момент? А что дальше-то? Узнаем мы, кто это сделал, потом найдется масса объяснений: у нас тут текучка кадров, недофинансирование, люди все время меняются. Дальше-то что? Нам проблемы надо решать, а не констатировать, вечно посыпая голову пеплом. Очередные сбои, обидные, досадные сбои на фоне в целом масштабных мер, которые принимает сегодня руководство страны, чтобы поднять и оборонно-промышленный комплекс, и ракетно-космическую промышленность — деньги-то огромные направляем сюда. Поэтому меры, принимаемые Роскосмосом для обеспечения качества и надежности производимой в отрасли продукции, к ожидаемому результату — мы сейчас видим — не привели.
6 млрд этим "Протоном-М" угробили. По сути дела, нанесли удар по репутации и ракетно-космической отрасли, и в целом промышленности страны. Мы же понимаем с вами, что у нас вопросы космоса, вопросы освоения космического пространства, достижений в этой сфере всегда были вопросами престижа страны. Всегда с огромным вниманием у нас — от бабушки, дедушки до юношей — все наблюдали и гордились этим. А сейчас что получается?
Читайте также:
Россия до 2020 года купит оружия на 500 млрд евро
При объяснении причин говорят: мол, аварии были всегда, и в королёвское (С.П.Королёв) время тоже. Да, но еще раз хочу сказать: это штатная ракета. Сколько раз она у вас уже летала? Я справку посмотрел, Юрий Николаевич Коптев (экс-руководитель Федерального космического агентства) об этом говорил — в разных модификациях. Сначала испытания в двухступенчатом варианте, 1965 год — четыре пуска, из них один аварийный. 1967–2012 год — 310 пусков типа "Протон-К", 21 из них аварийный. До настоящего времени 74 пуска типа "Протон-М" — из них два аварийных... Всего 388 пусков. Штатная ракета, что там такого нового-то? Это ракетное изделие основано на конструкторской документации, которая давно уже разработана. Почему только сейчас мы выявляем, что, оказывается, у нас с помощью чьей-то матери и кувалды можно пришпандорить столь важный блок в системе управления вверх тормашками? Значит, правы режиссеры американского фильма "Армагеддон", где показывали этого космонавта Андропова, который в ушанке летает в космическом корабле и молотком поправляет в нем недочеты. Значит, действительно мы так, по сути дела, с помощью молотка, вставляем изделия на место.
Технология производства эта отработана годами, но в последние годы она была значительно изменена из-за системы контроля качества и управления производственными процессами в отрасли. Мы об этом говорили уже неоднократно.
С декабря 2010 года это у нас уже девятая авария. Большая часть произошла при запуске космических аппаратов в интересах государственных нужд — шесть аварий. Цифры также заставляют задуматься. Пуски, которые осуществляются по заказу государственных заказчиков, как правило, не имеют имущественного страхования. Может быть, этот фактор тоже оказывает свое влияние на ответственность организаций за результаты пусков?
Мы обсуждали этот вопрос на прошлой неделе у председателя правительства. Еще раз хочу сказать: решение принято — не может быть пусков без страхования, это нонсенс. Значит, страхование должно происходить за счет заказчика — коммерческого ли, государственного ли, неважно, какого — и входить в общую стоимость пуска. Неужели это не понятно? 1,2 млрд рублей — один спутник ГЛОНАСС, три у нас сейчас сгорело. Сколько до этого еще сгорело разных спутников в рамках нашей атлантической группировки подводной?
Сейчас вот сидим думаем, когда будем восполнять группировку ГЛОНАСС. Это важнейшая навигационная система, основа нашего суверенитета и безопасности.
Выводы и рекомендации Государственной комиссии и комиссии независимых экспертов в основном направлены на недопущение впредь ситуации, которая связана с выявленной конкретной технической причиной аварии 2 июля. Я еще раз говорю, камеры мы можем ставить где угодно, потратиться на них, закупить их, в каждом производственном помещении их установить. Толку-то что от этих камер? Для констатации того, как это все было и будет? Или нужны иные решения, более серьезные, системные глобальные?
Продолжение текста и другие комментарии экспертов на актуальные темы
читайте на сайте "Делового журнала"
* Вице-премьер Дмитрий
Рогозин
раскритиковал работу
Роскосмоса
* Twitter-
блогеры
шутят на тему вызова
Собчак
на допрос из-за оскорбления
Мизулиной
* Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов рассуждает о том, что
палаточные лагеря не решат проблему нелегальной миграции