Бюджета на всех не хватит

В Законодательном собрании продолжается "нулевое чтение" проекта бюджета на 2014 год. Пока чиновники и депутаты исходят из тех же параметров, что и в 2013 году. У всех комитетов есть дополнительные потребности в деньгах, но экономические показатели таковы, что могут сильно урезать возможности их удовлетворить.

Ежедневно в Мариинском дворце члены бюджетно-финансового комитета встречаются с представителями органов исполнительной власти, обсуждая бюджет на будущий год. Заседания идут уже 2 недели и закончатся на следующей. Пока не все комитеты представили свои заявки, но дополнительные потребности есть у всех.
Больше всего на увеличении финансирования настаивает комитет по культуре — к 8,4 млрд рублей, намеченным на 2014 год, чиновникам нужно еще 4,8 млрд. Вести разговор о деньгах в ЗакС приезжал вице-губернатор Василий Кичеджи, он пояснил, что 2014 год объявлен Годом культуры, поэтому нужны субсидии театрам, фестивали, реставрация зданий.
Жилищному комитету требуется дополнительно в общей сложности 16,5 млрд рублей к ориентировочным 14,2 млрд. Основные расходы ожидаются по возмещению разницы в тарифах на тепловую энергию для жилых домов — 7,2 млрд, на программы расселения коммуналок и "Молодежи — доступное жилье". Еще 2,2 млрд нужны комитету по правопорядку и законности, в основном они пойдут на закупку противогазов для горожан в рамках расходов на гражданскую оборону, комитет по благоустройству запрашивает 4,3 млрд рублей (сейчас контрольная цифра — 11,4 млрд). По данным члена БФК, депутата Ирины Ивановой (КПРФ), в частности, в пять раз собираются увеличить расходы на оборудование площадок для сбора ТБО и на малые архитектурные формы.
У комитета по здравоохранению доппотребности составляют 7,4 млрд рублей (намечено пока — 45,6 млрд), 8,2 млрд запрашивает комитет по информатизации и связи вдобавок к 4,5 млрд, то есть бюджет комитета может вырасти почти вдвое.
По словам председателя БФК Константина Сухенко, пока участники заседаний исходят примерно из тех же параметров, что и в 2013 году, а это 385,9 млрд рублей доходов и 411 млрд расходов. Это значит, что дополнительные запросы комитетов вряд ли получится удовлетворить в полном объеме.
Прогнозировать доходную часть бюджета участники пока не берутся. В этом году по сравнению с прошлым с 99 млрд рублей до 94 млрд сократился план сбора налога на прибыль организаций, хотя остальные назначения — НДФЛ, акцизы, налог на имущество организаций — выросли, и собираемость по итогам полугодия увеличилась (по данным УФНС, на 12,9%). Что будет с экономикой и налогами в 2014 году, сказать сложно — в этом году по итогам 6 месяцев Петербург показал падение на 0,6% к аналогичному периоду прошлого года, впервые после кризиса 2009 года. Показали спад на 3,5% и 5,9% машиностроение и производство электрооборудования, в семь раз сократилось производство кокса и нефтепродуктов. Зато выросло металлургическое производство (на 12,7%), производство пластмассы и резиновых изделий (7,1%), транспортное машиностроение (2,1%).
По итогам полугодия судить о таких отраслях как машиностроение еще рано, отмечает президент петербургского филиала НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек, однако основания для ожиданий экономического спада имеются. "Стагнация продолжается с 2007 года, а сейчас изменилась бюджетная система, ушли крупные налогоплательщики, которые теперь регистрируются по месту нахождения производства, а новые инвестиционные проекты только начинаются, и налоги платят небольшие", — рассуждает эксперт. По его мнению, развивать стоит производства высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью. От ухода "Газпромнефти", дочек "Лукойла" и "Сургутнефтегаза" Петербург теряет 25–35 млрд рублей, ранее подсчитывали в комитете финансов.
К тому же, отмечает Ходачек, на регионы легло исполнение дополнительных социальных обязательств, определенных так называемыми "майскими указами" Владимира Путина, подписанными после его избрания президентом. Дополнительные соцрасходы осуществляются в ущерб бюджету развития, заключает он.