РЖД реанимируют проект грузового поезда, курсирующего по фиксированному расписанию из Петербурга в города Урала и Сибири. Первый поезд отправится в августе. Прямое грузовое сообщение с Москвой пока не планируется.
В ближайших планах ОЖД — наладить регулярное грузовое движение из Петербурга на Восток в направлении Екатеринбурга, Красноярска, Иркутска. Первый поезд планируется отправить по расписанию в августе. По словам Кристины Малерян, заместителя начальника ОЖД по управлению качеством и маркетингу, сейчас проводится анкетирование потенциальных заказчиков с целью определения их запросов и наиболее востребованных направлений.
Одно из существенных преимуществ регулярного грузового поезда, по словам Кристины Малерян, — это заметное сокращение времени в пути. Так, от Петербурга до Иркутска сейчас груз идет более 9 суток, а на регулярном поезде предполагается доставлять товар до станции назначения за 5 суток и 20 часов.
Формироваться грузовой поезд будет на станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский, сюда будут стекаться грузовые вагоны со всех станций Санкт-Петербургского узла.
По мнению Кристины Малерян, запуск регулярного грузового поезда позволит ОЖД привлечь высокодоходные контейнерные грузы. Пока же железная дорога перевозит в основном низкомаржинальные грузы — руду, уголь, нефть, строительные товары. Причем в последние годы грузооборот по ним сокращается.
В то же время контейнерные грузы в основном перемещаются по стране автомобильным транспортом. Всего по стране курсирует 2,5 млн контейнеров. Из них, по словам гендиректора агентства Infranews Алексея Безбородова, 1,5 млн ходят между Петербургом и Москвой, причем в основном по автомобильным дорогам.
Участники рынка сомневаются, что при текущей рыночной конъюнктуре железнодорожникам удастся кардинально изменить ситуацию, оттянуть на себя существенную часть грузов с автомобильного транспорта. "На расстояние до 2,5 тыс. км везти товар автомобилем экономически целесообразней", — говорит менеджер по транспортной логистике ООО "Объединенные Пивоварни Хейникен" Илья Семенов.
По словам Кристины Малерян, именно из-за высоких тарифов, установленных государством, ОЖД не планирует пока запускать регулярный грузовой поезд на короткие расстояния, в частности, между Петербургом и Москвой.
Евгений Ершов, руководитель департамента организации перевозок ЗАО "Евросиб СПб – транспортные системы", как и большинство участников транспортного рынка, не сомневается, что регулярные грузовые железнодорожные перевозки будут востребованы. Однако пока участники рынка не разобрались в деталях услуги ОЖД. "Для нас важно оперативно доставить товар непосредственно на склад заказчика, а не на железнодорожную станцию. Клиент не будет забирать с нее товар. Это еще одна из причин, по которой автомобильный транспорт предпочтительнее", — добавляет Илья Семенов.
В отличие от ОЖД, многие частные перевозчики, располагающие помимо автомобильного транспорта еще и железнодорожными вагонами, как раз и предлагают грузоотправителям доставку от двери до двери, а также возможность зарезервировать место в грузовом вагоне или целый вагон.
Так ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК), которую выкупил у РЖД UCL Holding Владимира Лисина, с лета прошлого года предоставляет всем своим клиентам возможность заказать через интернет любой вагон — от крутого вагона до цистерны.
По словам Кристины Малерян, РЖД тоже собирается развивать передовые логистические технологии, в том числе и доставку "от двери до двери". Для этих целей в конце 2012 года ОАО "РЖД" приобрело у PSA Peugeot Citroen за 800 млн евро 75% логистической компании GEFCO, обслуживающей французский автоконцерн. Эта компания станет важной составной частью создаваемого РЖД транспортно-логистического холдинга, владеющего всей железнодорожной инфраструктурой.