Госдума утвердила "экономическую амнистию". Статей, по которым будут освобождать, стало меньше, а освобожденные должны будут компенсировать убытки потерпевшим. Эксперты констатируют, что на инвестклимате в стране такая "амнистия" никак не скажется.
Во вторник Госдума приняла законопроект об амнистии для ряда заключенных за экономические преступления. С просьбой ускорить работу над ним выступил ранее на Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин.
Тогда он уделил особое внимание тому, что нельзя допустить, «чтобы на свободу вышли лица, совершившие действительно серьезные преступления против государства, личности и собственности — рейдеры или фальшивомонетчики или те, кто превентивно отбирал у людей квартиры».
Перед рассмотрением законопроекта представитель президента Гарри Минх сообщил, что, по данным МВД, в случае объявления амнистии подлежат прекращению 1299 уголовных дел, находящихся сейчас в стадии расследования. Число подозреваемых, которые могут быть освобождены по амнистии — 1280 человек. Кроме того, амнистия распространится на 1350 человек, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, то есть не приговоренных к лишению свободы.
После одобрения законопроекта 295 голосами в первом чтении депутат Павел Крашенинников предложил отменить амнистию на преступления, связанные с незаконной банковской деятельностью. Во втором чтении ч. 2 ст. 172 УК РФ — "Незаконная банковская деятельность" была исключена из действия законопроекта, и он был окончательно принят.
Примечательно, что под действие амнистии попадут не только заключенные, но и осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, условно осужденные, лица, наказание которым отсрочено, и условно-досрочно освобожденные.
Как следует из принятого законопроекта, амнистия не будет распространяться на осужденных, в частности, по таким «массовым» статьям УК, как ст. 159 – «Мошенничество» и ст. 160 – «Присвоение или растрата». Также досрочного освобождения не следует ждать тем, кто совершил умышленные преступления, уже был за них помилован или амнистирован. Не освободят от наказания и тех, кто совершил преступление с применением насилия или угрозой его применения.
Всего амнистия коснется 26 статей УК РФ, хотя изначально разговор шел о 50 статьях. Также в законопроекте добавился пункт об обязательном возмещении потерпевшим причиненных убытков. Согласно закону, заключенный должен проделать это в течение полугода от вступления постановления в силу, и только после этого может быть выпущен на свободу. Также для попадания под амнистию бизнесмен не должен быть осужден по какой-либо еще статье УК РФ.
По оценкам экспертов, в результате проработки законопроекта и внесенных в него поправок, сильно уменьшилось количество потенциально освобожденных бизнесменов. Вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров считает, что в таком случае в России под амнистию подпадают не более 5-6 тысяч человек.
Адвокат Санкт-Петербургской Объединенной коллегии адвокатов, член экспертного совета ЦОП "Бизнес против коррупции" Александр Ефимов прогнозирует, что в Петербурге амнистия коснется не очень большого количества человек, и в лучшем случае, речь пойдет о сотнях.
«Применение амнистии возможно, только если есть доказательства полного возмещения ущерба или возврата имущества потерпевшим. Думаю, что в некоторых случаях это будет просто физически сложно сделать, — говорит Александр Ефимов. — Как правило, если человек был осужден в первый раз по экономическим статьям и получил реальный срок, то уголовное дело было возбуждено не из-за ущерба в три копейки, речь шла о серьезных суммах. Если человек находится в местах лишения свободы и бизнеса у него больше нет, то ему крайне сложно заниматься возмещением ущерба. Хорошо, если за него это сможет сделать кто-то из близких».
Эксперты констатируют, что единственной целью принятия "амнистии" в столь усеченном виде был пиар: теперь можно рассказать по телевидению, что бизнесменов освобождают, а в деталях копаться никто не будет.
Президент компании «Осло Марин» Виталий Архангельский подверг данный законопроект резкой критике: «Это – очередная профанация со стороны государства и введение в заблуждение широких масс общественности. Законопроект носит номинальный характер и не будет способствовать росту инвестиционного климата. По большому счету, этот законопроект доказывает импотенцию государственной власти», — считает бизнесмен.