"Деловой Петербург". Верхи в тревоге и сомнениях

Автор фото: Svistunova_Valia

 Колумнист dp.ru - об итогах Петербургского экономического форума

В минувшие выходные завершился очередной Петербургский международный экономический форум. Пожалуй, главный его итог на этот раз — ощущение некоторой тревожности. На протяжении многих лет выступавшие на форуме президенты и министры говорили с позиций превосходства. В речах подчеркивались успехи России на ниве экономики и политики, со снисхождением критиковались проблемы Запада и все активнее продавливалась мысль о том, что наша страна незаслуженно играет в мировой системе не самую ключевую роль. На этот раз Владимир Путин был более сдержан. От бравурности не осталось и следа, зато президент много говорил о шагах, которые власти собираются предпринять. Рецепты классические: обещания вложить сотни миллиардов в мегапроекты и ограничить монополии. Судя по главным новостям с форума, борьба с монополиями по–российски — это подвинуть "Газпром" ради "Роснефти" и немного "Новатэка". Выглядит сомнительно. А про ограничение роста тарифов мы давно слышим.
Министры финансов и экономического развития соревновались друг с другом в мрачных намеках. Фиксировались перегрев экономики и резкое падение инвестиций. Экономика на пределе, частные инвестиции нужны как воздух, резюмировал глава Минфина Антон Силуанов. Про инфляцию и отток капитала все старались говорить осторожно, как будто боялись сглазить. В воздухе носилось: скоро может стать очень плохо, но пока без паники, мы наверняка что–нибудь придумаем, есть еще надежда на Китай.
Государству, показал форум, отчаянно нужны частные капиталы, которые привлекают и привлекают, но нужно еще и еще. В качестве рекламного хода перед инвесторами использовалось даже объявление амнистии бизнесменам при условии возмещения ущерба. Читалось это как: "Да, мы тут сажали вашего брата почем зря, но вот видите — выпускаем, если заплатят, так что теперь уж не бойтесь". По словам Путина, это "укрепит доверие граждан к институту предпринимательства", но укрепит ли доверие бизнесменов к государству — еще вопрос.