Financial Times: экономике нужно больше налоговой конкуренции между странами

Автор фото: Global look press

Уклонение от уплаты корпоративных налогов всегда было популярной политической целью, это суждение еще раз подтвердилось на недавнем саммите "Большой восьмерки". Налоговые махинации — дурной тон вне зависимости от того, кто их проворачивает — физические лица или корпорации.

Налоги имеют свойство искажать и ослаблять полезные инвестиции. Вопреки широко распространенному мнению (и в отличие от персонального подоходного налога) корпоративный налог на доходы очень мало или вообще никак не сокращает неравенство среди населения, пишет старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона Гэри Клайд Хафбауэр в газете Financial Times.
Чем быстрее снижаются налоговые ставки на доходы корпорации, тем лучше экономические показатели. Однако в реальном мире ставки снижаются не потому, что министры идут на курсы повышения квалификации в госфинансировании, а потому, что инвестиции уходят в конкурентные юрисдикции с меньшими налоговыми ставками.
К счастью, три десятилетия налоговой конкуренции между и среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран БРИКС – Бразилии, России, Индии и Китая – резко понизили установленные законом корпоративные ставки (примерно с 40% до 20%). ОЭСР пыталась положить конец этому соревнованию между странами-участниками. Но, к счастью, ей до сих пор не удалось это сделать.
Сейчас мир борется с вялым ростом, и поэтому между суверенными государствами должна существовать налоговая конкуренция. США, например, следует посмотреть на север и сократить свою 35%-ную федеральную ставку до комбинированной ставки, как в Канаде, — 25%.
Есть доказательства того, что сокращение этой ставки не уменьшит объем налоговых поступлений в казну. Повышение же корпоративного налога в США или в любом другом месте много дохода не принесет, а только приведет к "транзитной" форме передачи инвестиций — товариществам с ограниченной ответственностью, инвестиционным фондам недвижимости (Reits) и т.п., а также спровоцирует поиск обходных путей. Правительства, которым необходим дополнительный доход для покрытия расходов (это, конечно, США) должны обратиться к потребительским налогам, а не повышать корпоративные налоги.