Из бюджета города выделят 33 млрд рублей на дороги, школы и детские сады в городе-спутнике Южный. Обычно такие затраты ложатся на инвестора, но здесь город выполнит обещания и заплатит за все. Участники рынка говорят о неравных условиях.
Из бюджета Петербурга будет выделено 33 млрд рублей на развитие города-спутника Южный. 6 млрд рублей потратят на дороги и развязки, 26,9 млрд рублей — на школы, детские сады и поликлиники. Такие сведения содержатся в ответе администрации города на запрос депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой. Город будет строить улицы и объекты социальной инфраструктуры, инвестор — подъездные пути и внутридворовые территории.
"Потребуется около 6
млрд
рублей на обеспечение Южного транспортной инфраструктурой (строительство дополнительной транспортной развязки, путепровода через железнодорожные пути Гатчинского направления, 23,3 км магистральных улиц городского значения) и 26 млрд рублей на строительство объектов социальной инфраструктуры (школы, поликлиники, детские сады, пожарные депо)", — пересказывает Дмитриева ответ из Смольного.
Депутат полагает, что город не должен финансово участвовать в таких масштабах в частном проекте: "Инвестору огромный участок земли достался бесплатно, он реализует коммерческий проект, вкладывает средства только в то, что потом планирует продавать, обязательств по предоставлению социального жилья или обременения по строительству социальной инфраструктуры не несет".
Кроме того,
Дмитриева
убеждена, что 33 млрд рублей дело не ограничится ("как мы уже неоднократно убеждались, примерная оценка в дальнейшем корректируется только в сторону увеличения"). К примеру, в случае со стадионом на Крестовском острове она увеличилась вшестеро.
Читайте также:
Адреса фоторадаров на 8 июня
Есть и другие проблемы. "Если планируемый инвестором объем работ по строительству объектов социальной инфраструктуры будет выполняться, то нигде в других районах города ни детские сады, ни больницы строиться не будут, т.к. в бюджете на это просто не останется денег", — отмечает Дмитриева.
На фото: Захар Смушкин, владелец "СТАРТ Девелопмент", председатель совета директоров "Илим Палп"
"Город не
обязует
инвестора соблюдать законодательство, а планирует откорректировать законы под инвестора, планируя вынести на рассмотрение Законодательного собрания предложения по внесению изменений в законодательство города в сфере установления границ зоны охраны объектов культурного наследия и режимах использования земель в границах указанных зон, — резюмирует депутат. — [Это] абсолютно невыгодный для города проект с дополнительными обременениями, наносящий вред экологии и объектам культурного наследия, очередная афера, которая обойдется городу раза в два дороже, чем пресловутая "Зенит-арена".
Город-спутник Южный должен появиться в Пушкинском районе между Киевским и Гатчинским шоссе и Пушкинским аэродромом. Реализует проект "Старт Девелопмент" Захара Смушкина — бывшего работодателя Дмитрия Медведева. Предварительный срок реализации проекта — 19 лет, общая стоимость — 180 млрд рублей. Здесь должно появиться 4 млн м2. жилья, в спутнике будут жить около 130 тыс. человек.
"В соответствии с законодательством Российской Федерации, девелопер проекта не получит от города ни копейки — объекты социальной инфраструктуры, возводимые на бюджетные деньги, будут строиться под контролем администрации. По такой схеме возводятся школы, поликлиники и детские сады в любом другом районе Петербурга — инвестор строит жилье, а город берет на себя строительство социальной и транспортной инфраструктуры, — объяснили в пресс-службе компании. — Непонятно, почему г-жу Дмитриеву возмущает строительство на бюджетные средства школ, детских садов или поликлиник исключительно в городе-спутнике Южный. Финансирование из федерального бюджета на внешние дороги и инфраструктуру также будет направлено в казну правительства Санкт-Петербурга", — уточнили представители "Старт Девелопмент".
Кроме того, в компании отметили, что расценки на строительство типовых социальных объектов зафиксированы государством, а любое сравнение с возведением стадиона "Зенит" или другого нестандартного архитектурного сооружения является некорректным.
Эксперты говорят, что в целом это нормальная ситуация: государство (город или федеральный центр) и должно заниматься инфраструктурой. Проблема в другом: в том, что большинство застройщиков занимаются инфраструктурой за свой счет. Неравные правила игры налицо.
Наблюдатели полагают, что ответственность города в этом проекте объясняется тем, что договоренности заключались еще при Валентине Матвиенко и что их пересмотр не обошелся бы без серьезных политических конфликтов.
В этом проекте все просто: город занимается инфраструктурой, потому что так договорились, объясняет гендиректор "Knight Frank СПб" Николай Пашков. Договориться помог, с одной стороны, политический ресурс, а с другой — масштабы проекта: "С мелкими инвесторами по мелким проектам, конечно, ни о чем не договариваются. Поэтому имеет смысл предлагать нечто крупное, чтобы договариваться было проще".
Разница в правилах игры приводит к тому, что все игроки стремятся стать "достаточно большими", чтобы иметь возможность договариваться, добавляет эксперт.
"Налицо неодинаковое отношение к проектам комплексного развития территории, — соглашается гендиректор Hansa Group Олег Барков. — Южный — это хороший проект, но одинаковость условий для всех — важнейшее условие устойчивого развития рынка недвижимости. Не хотелось бы, чтобы снова появлялись компании, которые равнее других".
В апреле
Георгий Полтавченко предупредил строителей, что период сверхприбылей закончился. "Прибылей, к которым бизнес привык в тучные годы, дальше быть не может — это не обосновано ни экономически, ни этически", — сказал губернатор. И предупредил, что на новых территориях компаниям придется участвовать в создании социальной и иной инфраструктуры. Южный таким образом может стать последним счастливым исключением.
В то же время часть этих средств, как ожидается, будут не городскими, а федеральными. Достигнута предварительная договоренность с Министерством регионального развития о выделении Петербургу 4 млрд рублей на этот проект, сообщил вице-губернатор Марат Оганесян. Планируется, что он будет финансироваться через федеральную целевую программу.