Валентина Матвиенко заступилась за граждан, которых держат в СИЗО до суда, и назвала эту ситуацию "беспределом". Эксперты, впрочем, полагают, что заботится Матвиенко о своих интересах, а очередные правильные слова снова останутся без последствий.
Валентина Матвиенко заступилась за граждан России, которых держат в СИЗО до суда. Спикер Совета Федерации назвала эту ситуацию "беспределом" и сказала, что больше с ней мириться нельзя.
В среду в верхней палате парламента свой доклад представлял Владимир Лукин. По некоторым вопросам Матвиенко, как выяснилось, не менее либеральна, чем уполномоченный по правам человека.
Лукин
посетовал, что досудебное содержание в СИЗО превратилось из исключения в норму, а также предложил убрать из залов заседаний клетки, в которых сейчас сидят обвиняемые.
Матвиенко
сказала, что содержание в СИЗО до суда стало "кричащей проблемой", что "людей за недоказанные преступления содержат в жутких условиях и выбивают показания", что дальше мириться с "беззащитностью людей перед следствием и судом нельзя", и что необходимо выработать "какие-то меры и решения".
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Экскурсия в "Кресты" ( ФБУ ИЗ 47/1 ).
Эксперты полностью согласны с оценкой Матвиенко и Лукина текущего состояния дел. Во-первых, доля оправдательных приговоров в России — менее процента, в 10 раз меньше, чем при Сталине. Во-вторых, осужденные по экономическим статьям нередко получают сроки больше, чем убийцы — 5–6, а то и 7–8 лет против 3–4.
Масштабы гуманизма спикера Совета Федерации тем не менее вызвали некоторое удивление наблюдателей. Впрочем, большинство экспертов полагают, что никаких практических выводов из этих заявлений не последует.
"Граждане, работающие в Москве, часто говорят очень правильные вещи, — отмечает управляющий УК "Теорема" Игорь Водопьянов. — Например, Дмитрий Медведев, будучи президентом, целых четыре года говорил очень правильные вещи. Только ничего не менялось".
Совсем недавно другой, еще более высокопоставленный руководитель, тоже высказывался на эту тему, но совсем в другом ключе, отмечает эксперт: "Когда шла речь об амнистии для осужденных по экономическим статьям, Владимир Путин сказал, что выпускать их не надо. Он — мудрый, он лучше знает, как надо".
Заявление
Матвиенко связано только с ее личной заинтересованностью в этом вопросе, полагают многие наблюдатели. "Подобное заявление Валентины Ивановны связано лишь с тем, что продолжается передел собственности в Петербурге и идет череда уголовных дел, основными участниками которых являются ближайшие ее сподвижники, — предполагает глава компании "Осло марин" Виталий Архангельский, подозреваемый петербургскими следователями в причастности к ряду экономических преступлений.
"Валентина Ивановна стала понимать, что к ее соратникам могут быть применены все те же самые меры воздействия и устрашения, которые она активно использовала, когда напрямую руководила питерскими силовиками, — продолжает эксперт. — Всю жестокость и царящее беззаконие "застенков" Валентина Ивановна знает лично, т.к. ее окружение создавало свои капиталы именно используя силовой ресурс. Теперь им стало страшно и некомфортно — они поняли, что против них стали активно применяться их же методы "обезжиривания".
Есть и более оптимистичные мнения. "В обществе сложилась предельно критическое отношение к правоохранительной системе, — констатирует политолог Александр Конфисахор. — Даже на высшем уровне уже понятно, что замалчивать это нельзя. Надо как-то реагировать, иначе подрыв доверия к государству приведет к печальным последствиям. Заявления Матвиенко говорят о том, что обсуждается эта тема и на высшем уровне".