Георгий Полтавченко обязал госслужащих Петербурга отчитываться о своих расходах. Требования к госслужащим, впрочем, скромные. Отчитываться нужно будет только об очень крупных расходах, к тому же, этот отчет будет составлять государственную тайну.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подписал закон "О представлении лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, сведений о расходах". Об этом сообщает пресс-служба городского парламента.
Законопроект был утвержден Законодательным собранием на минувшей неделе. Он предполагает, что госслужащие должны отчитываться о своих расходах, а также о расходах своих супругов и несовершеннолетних детей. Впервые такие отчеты (за 2013 год) госслужащие должны будут подавать весной 2014 года.
К числу лиц, которые должны будут отчитываться о своих расходах, относятся депутаты городского парламента, чиновники городского правительства, госслужащие из избирательной комиссии, Контрольно-счетной палаты и Уставного суда, уполномоченные по правам человека и по правам ребенка.
Отчитываться нужно о приобретении земельного участка или другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, долей участия и паев — но только в том случае, если сумма сделки превышает доход госслужащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки. Аналогичное уточнение есть и в федеральном законе, с которого списан городской. В случае совершения такой крупной сделки госслужащий должен не только ее задекларировать, но и объяснить, откуда он взял деньги.
Читайте также:
Чиновники все же расскажут в интернете о расходах
Другими словами, о своих расходах госслужащие должны будут отчитываться в очень редких случаях. Например, задекларированный Полтавченко доход в 2011 года составил 4,4 млн рублей. Если этот показатель окажется "средним" за три года, то губернатор должен будет отчитываться только о покупках более чем на 13 млн рублей. Совокупный доход вице-губернатора Василия Кичеджи и его жены в 2011 году составил и вовсе более 260 млн рублей. Депутаты городского парламента зарабатывают (без учета дополнительных доходов) в среднем 1,5-2 млн рублей в год.
Губернатор города "либо уполномоченное им должностное лицо" может принять решение о проведении проверки на предмет достоверности декларации о расходах. Контроль за расходами всех видов госслужащих, кроме чиновников правительства, возлагается на депутатов городского парламента. А чиновники будут контролировать себя сами ("Контроль за соответствием расходов… осуществляется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным правительством".
В тексте закона сказано, что "сведения о расходах относятся к информации ограниченного доступа" и "подлежат защите в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне" со всеми вытекающими из этого обстоятельствами ("виновные в их разглашении… несут ответственность в соответствии с законодательством").
Это очень странный пункт, отмечают наблюдатели. "Если бы отчет был публичным, то тогда можно было бы говорить о контроле над госслужащими как со стороны их руководителей, так и со стороны общества, — говорит политолог Владимир Васильев. – А так только руководитель получает тайные рычаги давления на подчиненного. И антикоррупционный по задумке закон парадоксальным образом включает в себе коррупционный ресурс".
Этот пункт, во-первых, тоже унаследован от федерального – закона-прототипа, а во-вторых, включен в текст для предотвращения излишнего внимания потенциальных правонарушителей к госслужащим, поясняет депутат городского парламента Борис Вишневский: "Об имуществе или автомобилях все равно нужно отчитываться – они упоминаются в декларациях о доходах".
Большого эффекта эти отчеты не принесут, констатируют наблюдатели. На федеральном уровне они задуманы как часть пиар-кампании "Чистые чиновники" и как еще одно средство сбора сведений, которые могу однажды пригодиться. Примерно таков же смысл закона и на уровне регионов.