"Деловой Петербург". Мировой рынок игрового онлайн-обучения вырос до $2 млрд

Ежегодно в мире работодатели тратят около $2 млрд на покупку интерактивных игр, которые учат работников быть умнее, сообразительнее, вежливее, проворнее, терпимее, лояльнее и т. п., чем персонал конкурентов. "ДП" представляет обзор некоторых наиболее интересных примеров таких обучающих игр для персонала, уже примененных в мировых и российских компаниях.

Сегодня объем мирового рынка игрового онлайн–обучения, которое уже используют сотни компаний, оценивается по–разному. Максимальная цифра — $2 млрд.
В России, где таких прогрессивных компаний всего несколько десятков, объем рынка составляет только сотни миллионов долларов, хотя с 2011 года интерес к игровому обучению растет экспоненциально. При этом эффективная методология применения игр в корпоративном образовании и уровень цифровых обучающих решений выросли до международного уровня, а некоторые разработки уже активно используются по всему миру.

Мир: Realtime Immersive

В 2012 году лучшей бизнес–игрой года на международном конкурсе Serious Games Showcase & Challenge была признана стрелялка Virtual Attain от компании Realtime Immersive, созданная специально для ВВС США и американского командования спецоперациями.
Это 3D–симуляция, созданная на суперсовременном игровом движке для многопользовательских онлайновых игр. Игра переносит игрока в психологически трудные ситуации, сюжеты которых созданы на основе реальных военных событий. Она помогает правильно планировать спецоперации, учитывая при этом все, что может произойти с игроком, еще до того, как он вступит в бой.
Игра учит принимать решения в моменты наивысшего напряжения и дефицита времени. За счет реалистичной графики и звукового оформления игра заставляет испытывать всплеск адреналина и потеть не хуже, чем в реальных боевых ситуациях.

Мир: Houthoff Buruma

В свое время голландская юридическая фирма Houthoff Buruma взволновала отрасль, выпустив свое новое мобильное приложение HB The App для iPhone и iPad.
Фирма создала игру, рассчитанную на привлечение молодых кадров — в первую очередь студентов юридических факультетов. Игра основана на различного рода миссиях, где игроку как свежеиспеченному сотруднику компании нужно решить ряд реальных бизнес–задач. Он много путешествует по офису с целью сбора нужной информации, общается с клиентами, принимает управленческие решения и отчитывается на видеоконференциях с топ–менеджерами.
Следуя успешности своего приложения, фирма уже планирует добавлять в игру новые миссии на регулярной основе.

Мир: Renault

Ярким примером обучения через формат серьезных игр служит компьютерная игра Ultimate Sales Manager, разработанная Daesign для компании Renault. Она помогает сотрудникам отработать управленческие навыки, развить личные способности и обучает стандартам обслуживания в автосалоне. Весь процесс — от получения запроса на автомобиль до оформления документов на его покупку — выполнен в анимационном 3D–пространстве. Сотрудник может управлять своим игровым персонажем или руководить даже командой из четырех sales–менеджеров.
Главное — добиться реальных результатов, иначе он лишится виртуальной премии. Сегодня этот курс переведен уже более чем на 20 языков и обучение в нем прошли 18 тыс. продавцов в 40 странах.

Россия: Proplex, "Северсталь", Amway, Kraft Foods

Российская компания Proplex (разработчик и производитель оконных ПВХ) обучает своих продавцов через игровой курс "Миссия "Комфорт". Это игровой тренажер, моделирующий общение с клиентами в реалистичном видеоформате.
Типажи клиентов, диалоги с ними, трудные ситуации в процессе продаж — вся методология курса создана компанией — разработчиком игр Action Learning на основе практического опыта лучших продавцов. Сегодня в этой игре развивают свои навыки продаж около 1200 человек.
У Action Learning есть еще несколько интересных разработок. Одна из них — онлайн–игра в жанре пошаговой экономической стратегии для обучения кадрового резерва компании "Северсталь" — "Экономика металлургического производства". Игра представляет собой симуляцию управления производственным предприятием. Цель игрока — максимально увеличить чистую прибыль предприятия, директором которого он назначен.
Игра моделирует основные производственные процессы на предприятии: закупку сырья, производство продукции, состоящее из двух этапов, и реализацию готовой продукции на рынке. Такое обучение позволяет в безопасных для бизнеса условиях дать людям реальный опыт принятия управленческих решений и показать, как эти решения влияют на финансовый результат. Симуляция была признана лучшим elearning–решением в корпоративном секторе в рамках конкурса ElearnExpo Awards 2012. У нее даже появилось продолжение — новая бизнес–симуляция уже посвящена логистике добычи угля и железной руды и также была успешно внедрена в компании.
Другая разработка Action Learning для российского подразделения корпорации Amway — виртуальная экскурсия по производственной площадке компании. Обычный вводный курс для новых дистрибьюторов был превращен в виртуальное путешествие под названием "Знакомство с Nutrilite". Задача состояла в том, чтобы вдохновить новичков и дать им так называемую карту знаний продукции. Конечно, максимальный эффект мог быть достигнут в ходе посещения производства, которое находится в Калифорнии. Но такая экскурсия не всем оказалась бы по карману. Для создания эффекта присутствия была использована технология комбинированной съемки на 360 градусов, дающая максимальное погружение в пространство. Виртуальное путешествие охватывает весь цикл производства продукции: от момента выращивания сырья до концепции оптимального здоровья, которая стоит за продуктами Amway.
После успешного запуска игры в России компания стала ее использовать и в других странах своего присутствия.
Современные технологии в области интерактивного обучения применила в прошлом году и компания Kraft foods. Она создала систему цифровых курсов для торговых команд, которая позволила в кратчайшие сроки обучить более 3 тыс. торговых представителей из 55 российских городов продажам своей очередной новинки Dirol.
Обучающая программа одновременно как была внедрена в систему очного тренинга, так и давала продавцам возможность индивидуального обучения онлайн.
В решении были использованы диалоговый тренажер по работе с возражениями, тренажер по выкладке товара, а также интерактивные и практические задания для проверки и закрепления усвоенного материала. В итоге появились две обучающие игры для торговых представителей: Mega Mystery, где торговые команды вместе с главным героем —секретным агентом — участвовали в спецоперации по проникновению в магазины, и X–Fresh, где на торговых представителей как героев игры была возложена особая миссия по доставке на Землю инновационной свежести новинки.