"Деловой Петербург". Нападение — лучшая защита

Автор фото: Яндолин Роман

У Российского футбольного союза долг около 550 млн рублей при годовом бюджете 2,5 млрд рублей. А в этом году потребуется еще дополнительно 600–700 млн — на вознаграждение сборной в случае ее выхода в финальный турнир чемпионата мира по футболу 2014 года.

Президент РФС Толстых жалуется, что так и не появился генеральный спонсор, что не спешит с финансовой помощью "Газпром", что не выполняет свои обязательства РФПЛ, которая должна РФС 57 млн рублей за право проведения чемпионата, но платить не спешит.
РФС недоволен поведением владельцев ведущих клубов, клубы недовольны политикой президента РФС Толстых. Какое–то время противостояние напоминало партизанскую войну, в которой стороны обменивались лишь критическими репликами в адрес друг друга. Но, когда произошел окончательный сговор трех клубов — ЦСКА, "Зенита" и "Анжи" (призеров нынешнего чемпионата России) — и образовавшаяся тройка — Гинер, Миллер, Керимов плюс примкнувший к ним Газзаев — объявила о решении создать свой объединенный с Украиной чемпионат, стало понятно, что футбольные олигархи открыли военные действия.
РФС успешно отбил атаку на национальное первенство, потом отстоял в Лозаннском суде свои решения по делу технического поражения "Зенита" и, видимо, в опьянении от побед на конференцию 18 мая вышел с программной стратегией "Футбол 2020" — как должен развиваться российский футбол к 2020 году.
Реакция руководителей клубов была крайне негативной. Президент ЦСКА Евгений Гинер резко заявил: "Если Николай Александрович Толстых будет такое творить, тогда с футболом в России мы закончим. Может начаться противостояние клубов против РФС. Николай Александрович Толстых вместе с РФС не будет лидером". В переводе на обычный язык это означает, что если президент РФС не откажется от многих пунктов своей стратегии, то руководители клубов при помощи всех имеющихся у них ресурсов будут его снимать.
Толстых борьбу против футбольных олигархов пытался прописать в стратегии развития всего российского футбола. Были указаны конкретные враги: "Инициатива перехвачена коммерческими структурами, стоящими за ведущими клубами, футбольными агентами и другими лицами, имеющими достаточно косвенное отношение к футболу". Понятен и аргумент, мол, я, Николай Толстых, выступал за "Динамо", имею к футболу прямое отношение, а вы?
"Непрозрачность бюджетов футбольных клубов и их зависимость от спонсоров дополняют неприглядную картину, когда под угрозой находится непрерывность участия ряда клубов в первенстве России, а детский и массовый футбол финансируются по остаточному принципу, — обвиняет владельцев клубов документ "Футбол 2020" при помощи убийственного "детского" аргумента. — Отчуждение широкого экспертного сообщества и прежде всего болельщиков от принимаемых решений по развитию футбола приводит к бесконтрольности расходования ограниченных ресурсов и неэффективности работы органов управления в ряде субъектов футбола".
В праведном гневе у авторов стратегии немного закружилась голова. И в стратегический документ вносится революционная идея: поэтапное акционирование футбольных клубов, "когда 25% привилегированных акций будет принадлежать организованным группам болельщиков". После такого предполагаемого акта экспроприации руководителям клубов объявили об отмене всех их начинаний: в плане возврат к системе "весна — осень", прежний лимит на легионеров, введение "футбольного налога" на иностранных тренеров и футболистов. Чтобы принизить роль РФПЛ: "Объединение в 2016 году профессиональных лиг. На этой основе будет предложена новая структура соревнований с учетом возможной интеграции в межгосударственные спортивные проекты". И к доходам клубов протянуты руки: "Расширить взаимовыгодное маркетинговое сотрудничество между РФС, лигами и профессиональными клубами для более эффективного использования коммерческих прав". Таким образом планируется годовой бюджет РФС с 2,5 млрд рублей увеличить до 5 млрд к 2015–му и до 7,5 млрд к 2020 году".
Как это обосновать? Естественно, цифрами. "Все это обеспечит существенный рост числа занимающихся футболом в стране с 2,4 млн человек в настоящее время до 5 млн человек в 2015 году и до 10 млн человек до 2020 года", — с математической точностью указано в стратегической программе. Количество студентов, регулярно занимающихся футболом и участвующих в различных вузовских соревнованиях, увеличится в 5 раз, с 20 тыс. человек до 100 тыс. И женщин, участвующих в соревнованиях по массовому и профессиональному футболу, станет к 2020 году в 5 раз больше — 150 тыс. человек. Неужели кто–то против?