"Деловой Петербург". Зачем идти на "Звезды белых ночей"

Самое грандиозное событие> Мариинском театре уже произошло — 2 мая открылась новая сцена, хотя Валерий Гергиев считает это лишь началом долгой работы по освоению пространства, которое еще надо надышать. Программу фестиваля "Звезды белых ночей" поделят теперь уже между тремя мариинскими площадками: старой, новой и Концертным залом.

Премьер нынче негусто, но каждый известный спектакль, перенесенный в Мариинку–2, можно считать отчасти премьерой — там все и смотрится, и слышится не так, как в историческом здании.
Программа фестиваля "Звезды белых ночей" (около 120 спектаклей и концертов за 10 недель) поделится между теперь уже тремя мариинскими площадками: старой, новой и Концертным залом. Открываются "Звезды" премьерой "Русалки" Даргомыжского в постановке устоявшегося тандема: режиссер — Василий Бархатов, сценограф — Зиновий Марголин (24 мая, Мариинка–2). Главной же оперной премьерой (притом мировой) должен стать "Левша" — его Родион Щедрин написал по заказу театра. Ставит та же бригада, что прежде делала здесь щедринского "Очарованного странника": режиссер — Алексей Степанюк и замечательный художник — Александр Орлов (закрытие фестиваля 27, 28 июля, М–2).
Балетная премьера одна, но многообещающая: к сотрудничеству с Мариинским театром вернулся Алексей Ратманский. На сей раз хореограф вдохновляется Вторым фортепианным концертом Шостаковича, спектакль будет называться Concerto DSCH (музыкальная монограмма композитора), 4 июля, М–2. По традиции фестиваль показывает панораму премьер сезона — малоудачных оперных, хоть и с сильными солистами, и любопытную балетную: "Весну священную" немецкой авангардистки Саши Вальц, которая концептуально пойдет в паре с реконструкцией "Весны" Нижинского 1913 года (22 июня, М–2).
Целая обойма ведущих балерин труппы отправилась рожать, так что, с одной стороны, нешуточная нагрузка на фестивале ляжет на признанных Ульяну Лопаткину и Екатерину Кондаурову, с другой — многие молодые получат возможность доказать право на ведущие партии, доверенные им авансом. Кроме того, театр продолжает увековечивать лучшие спектакли на видео, очередная запись — "Золушка" Алексея Ратманского с Дианой Вишневой (она и выпускала премьеру в 2002–м), принцем теперь станет Владимир Шкляров (18, 19 июня, М–2). Как раз Диане Вишневой мы обязаны личным знакомством с хореографией Пола Лайтфута и Соль Леон — их балет "Объект перемен" она включила в свою программу "Диалоги". Лайтфут и Леон нынче, после великого Иржи Килиана, возглавляют Нидерландский театр танца, гастроли NDT пройдут на сцене Мариинки–2 3 и 4 июля, а 5–го сочинение Лайтфута — Леон сойдется в одной программе с DSCH Ратманского. Вторая труппа современного танца на "Звездах" — лучшая в Израиле и одна из лучших в мире, потрясающая "Батшева" (9, 10 июня, Мариинка–1).
Разумеется, главный оркестр фестиваля — Мариинский под управлением Валерия Гергиева, однако маэстро еще встанет за пульт Лондонского симфонического, где он с 2007 года главный дирижер (26 мая, М–2), и дебютирующего на "Звездах" Национального молодежного оркестра Америки (18 июля, М–2). Еще один маститый оркестр — Большой симфонический имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева — играет 11 июня в Концертном зале.
Гергиев говорит: "Я намерен годы, которые смогу продолжать руководить Мариинским театром, значительную часть своего времени, усилий, энергии отдать юному поколению". Эта стратегия реализуется, в частности, в том, что на "Звездах", как и раньше, будут не только признанные исполнители–инструменталисты (Леонидас Кавакос, Пинхас Цукерман, Джошуа Белл, Рудольф Бухбиндер, Денис Мацуев, Алексей Володин и др.), но и самые интересные представители новой генерации: в частности, пианист Даниил Трифонов даст клавирабенд в Концертном зале (3 июня). Анна Нетребко так же давным–давно звезда, однако нынче фестиваль представит ее и в привычном репертуаре (Верди, 10 июня, М–2), и в довольно неожиданном — в Военном реквиеме Бриттена (23 июня, М–2).