Петербургские ученые предложили Смольному перенести памятник Александру III к Петропавловской крепости. Это единственный вариант без сноса действующих памятников и не требующий созревания проектов реконструкции площадей, среди которых выбирают новое место императору.
Ученые Петербурга направили письмо вице-губернатору
Василию Кичеджи, который поручил депутатам Заксобрания высказать предложения о переносе памятника Александру III "на одну из главных площадей" города. Сейчас он стоит во дворе Мраморного дворца, где, по мнению чиновника, "его визуализация нарушена, авторский замысел искажен". Изначально памятник был установлен на площади Восстания, однако впоследствии был перенесен.
Среди авторов письма — доктора исторических наук Александр Дегтярев, Юрий Кривошеев (профессор СПбГУ), кандидаты наук и доценты СПбГУ Роман Соколов, Анастасия Мещенина и скульптор, член-корреспондент Академии художеств России Константин Гарапач.
Ученые предлагают перенести памятник к Петропавловской крепости, поскольку это единственная идея, при воплощении которой не потребовался бы снос памятников предыдущих эпох. В подобных случаях продолжилась бы "неславная традиция, которая привела памятник Александру III туда, где он сегодня находится".
В последнее время обсуждается несколько мест, куда можно перенести памятник. В частности, на Конюшенную или Манежную площадь (автором этой идеи является, например, историк Лев Лурье), а также на Троицкую площадь на Петроградской стороне и Марсово поле.
По мнению историков, все эти предложения — "маловразумительные и труднообъяснимые паллиативы". К примеру, с 1999 года на Манежной площади появился фонтан, в 2001 был установлен памятник Ивану Тургеневу, а в 2003 году вокруг фонтанов установили бюсты архитекторов итальянского происхождения — Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Карла Росси (их Петербургу подарило правительство Италии на 300-летие города). "Все это, включая высокие дары, придется порушить, если последовать непродуманному предложению", — пишут в своем письме историки.
На фото: Как будет выглядеть памятник Александру III у Петропавловской крепости
На Конюшенной площади, по мнению историков, памятник неуместен, потому что его будут окружать "революционные призраки" — соседние улицы долго носили имена Андрея Желябова (ул. Большая Конюшенная) и Софьи Перовской (ул. Малая Конюшенная), которые готовили убийство Александра II.
Предложение разместить монумент на Троицкой площади "лишено как исторической, так и художественной логики". Архитектура площади несет выраженный отпечаток советской эпохи с яркой уникальной доминантой — Домом политкаторжан. С 1990 года здесь находится закладной камень памятника "Жертвам политических репрессий в Петрограде – Ленинграде". Его предлагается убрать?" — пишут авторы письма.
Наконец, установка памятника на Марсовом поле, как считают ученые, означает "уничтожение одного из главных мемориалов революции в канун ее столетия". "Помимо всего прочего, не будем забывать, что вечный огонь, горящий на могиле Неизвестного солдата в Москве, привезен с Марсова поля. Будем рвать связь времен?" — пишут историки.
"А у Петропавловской крепости монумент будет выглядеть естественно, — говорится в письме. — Пусть он охраняет великий город, начавшийся именно здесь, "на Заячьем острову" в период правления династии, к которой он принадлежал! И вполне возможно, возникнет в этой точке еще одно культовое место славного Питера", — обращаются научные сотрудники.
На фото: Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца в Петербурге
Корреспондент dp.ru позвонил Василию Кичеджи и изложил ему позицию историков. "Идея неплохая, — сказал он. — Но я хочу продолжить идти по тому пути, по которому иду. Сначала я написал в ЗакС. Там еще дискуссия не закончилась. Как только закончится, депутаты, на основе мнений горожан, примут решение, после чего мы уже сами начнем новую дискуссию".
"Я хочу, чтобы к этому решению мы пришли настолько демократично, чтобы никто не мог нас или меня упрекнуть в том, что мы жителям города это решение навязали. Это должен быть компромисс всех сил, и левых, и правых, и центристов, и всех остальных. И чем больше будет обсуждения, тем лучше", — сказал чиновник.