"Деловой Петербург". Зарубежные авиакомпании во время Петербургского экономического форума переведут рейсы в Финляндию

Автор фото: Яндолин Роман

Пассажиропоток в Пулково стремительно растет, а потенциал его пропускной способности уже исчерпан. В ожидании летнего аврала турфирмы готовятся завозить туристов в Петербург через Финляндию.

Судя по операционным показателям аэропорта Пулково за I квартал 2013 года, пассажиропоток растет темпами выше прогнозируемых. За январь–март через Пулково прошло на 12% больше пассажиров, чем за тот же период 2012 года, а в праздники с 1 по 12 мая — на 31% больше. Хотя Сергей Эмдин, глава ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), управляющего аэропортом, прогнозировал прирост пассажиров в этом году не более чем на 10%.
Между тем петербургский аэровокзал еще несколько лет назад превзошел заложенные советскими архитекторами пропускные возможности: в прошлом году аэровокзал с трудом и скандалами обслужил 11,2 млн человек.
В этом году проблем у авиакомпаний и пассажиров меньше не станет, несмотря на все усилия ВВСС по увеличению пропускной способности, поскольку грядущим летом и осенью в городе на Неве помимо традиционного экономического форума состоится еще и саммит G20. На время международных мероприятий и связанных с ними авралов местные туроператоры готовятся встречать своих клиентов в аэропортах соседней Финляндии.

Выхода нет

Прошлым летом из–за перегруженности Пулково не раз происходили сбои в расписании полетов. Особенно остро проблема встала в дни Международного экономического форума в июне. Самолетам в ожидании разрешения на посадку приходилось кружить в воздухе, а затем простаивать в ожидании трапа — не хватало техники для выгрузки людей, а также помещений для приема пассажиров. В то же время некоторые суда часами дожидались отправки. Существующих пунктов досмотра и регистрации не хватало, поэтому возле них скапливались огромные очереди. Этим летом помимо всего прочего из–за реконструкции перронов сократится число стояночных мест для воздушных судов.
Осень не принесет облегчения: в сентябре в Петербурге пройдет саммит G20. На время его проведения (4–7 сентября) Пулково–1 планируют закрыть на прибытие и отправление регулярных и чартерных рейсов. Оно будет обслуживать только официальные делегации G20.

Меры улучшения

Руководство ВВСС обещает этим летом облегчить пассажирам пребывание в аэропорту. Для этого увеличено число кабинок паспортного контроля, а также киосков самостоятельной регистрации, появятся киоски интернет–регистрации и мобильные регистрационные стойки. Кроме этого, по словам Сергея Эмдина, расширены накопители в терминалах Пулково–1 и Пулково-2, в бывшей московской зоне Пулково–1 появилась реверсивная зона, то есть по необходимости накопитель будет работать на вылет внутренних рейсов или на прилет международных. Помимо этого в Пулково–2 в завершающей стадии строительство временной конструкции, так называемого дополнительного зала ожидания для прибывших пассажиров.
Также на лето привлечен дополнительный персонал (230 человек), который поможет пассажирам лучше ориентироваться в аэропорту, регистрироваться на машинах саморегистрации, контролеры будут регулировать очереди, специалисты–сортировщики — распределять багаж. ВВСС также закупят дополнительную аэропортовую технику (пассажирские трапы, перронные автобусы, багажные телеги и прочее).

Ничто не поможет

Участники рынка сомневаются, что действия ВВСС кардинально изменят ситуацию в Пулково к лучшему. Например, некоторые западные авиакомпании — Lufthansa, British Airways, Air France, Finnair, Delta Airlines на время экономического форума переведут часть рейсов в соседние аэропорты Финляндии.
В Пулково подтвердили, что не смогут обслужить все авиакомпании в дни форума и саммита, пояснив, что приоритет будет у базовых компаний — "России" и "Трансаэро".
Российские авиакомпании уклончиво говорят о планах работы в Пулково грядущим летом. "Мы заранее готовимся к сезону международных мероприятий и стараемся быстро решать возникающие проблемы", — выразили в авиакомпании "ЮТэйр" типичное мнение перевозчиков.
Они единодушно полагают, что ситуация не улучшится до запуска нового терминала. В расчете на него авиакомпании строят планы по запуску новых рейсов.
"Пока идет реконструкция, вряд ли что–то может решить проблему перегруженности аэропорта, — говорит генеральный директор компании Infomost Борис Рыбак. — Никто не ожидал, что пассажиропоток будет расти столь высокими темпами. Новый терминал поможет решить сезонные проблемы, запаса его мощности хватит на 5 – 6 лет".
Авиакомпания "Россия" и ВВСС в период строительства нового терминала, особенно в моменты проведения международных мероприятий в городе, прикладывают совместные усилия, чтобы пассажиры базовой компании вылетели вовремя. От нового аэропорта наша авиакомпания ожидает улучшения всего продукта пассажирских перевозок, в том числе повышения качества стыковок при трансфере за счет сведения всех рейсов в единый терминал.
Дмитрий Звонарев
заместитель генерального директора по коммерции ОАО "Авиакомпания "Россия"