"Деловой Петербург". Васильевский остров зарастает пробками

Автор фото: Павел Волков

Из–за транспортной ситуации Васильевский остров становится одним из наиболее проблемных районов города. Бизнесмены вынуждены терпеть неудобства в расчете на постоянно отдаляющиеся перспективы новых мостов, ЗСД и станций метро.

В настоящее время движение по трем из четырех мостов, соединяющих остров с другими районами, в той или иной степени ограничено.
Как стало известно на прошлой неделе, с 27 апреля по 15 мая будет полностью закрыто движение по Дворцовому мосту, который ремонтирует ЗАО "Пилон". В это время компания будет чинить разводной механизм. Кроме водителей пострадают и речные перевозчики грузов, которые вынуждены будут ходить по узкой Малой Неве, под Тучковым мостом.
На съезде с Тучкова моста строит выход станции метро "Спортивная–2" ЗАО "СМУ–11 Метрострой", с 6 апреля компания еще больше ограничила движение на наб. Макарова для устройства технологических скважин. Вместо Тучкова моста водители часто используют Биржевой, однако съезд с него на Петроградскую сторону крайне неудобен: нельзя повернуть сразу на пр. Добролюбова, водителям приходится выезжать на него через Зоологический пер.
В начале 2013 года Смольный планировал снова объявить конкурс на строительство моста через остров Серный, который улучшил бы транспортную ситуацию. Однако этот проект стоимостью 9 млрд рублей был исключен из инвестпрограммы профильного комитета и перенесен на 2014 год.
Наконец, центральный участок ЗСД, который бы мог спасти положение, теперь планируется построить только в 2016 году. По опыту понятно, что эти сроки могут еще сдвинуться. Так, в декабре 2012 года должен был быть введен северный участок ЗСД. Однако открытие отложили сначала на май, затем, в начале года, — на июнь. Несмотря на это и сейчас нет уверенности, что участок будет открыт к этому времени, поскольку поссорившиеся подрядчики: ОАО "Мостоотряд № 19" и ЗАО "ПО "Возрождение" — помирились лишь на днях. Конфликты между компаниями сильно снизили темпы работы.
Кроме того, ситуацию, очевидно, усугубит и начало туристического сезона: помимо жителей попасть и выбраться с острова будут пытаться туристы, прибывающие на паромах

Не смогли повысить ставки

Транспортные проблемы, которые давно уже доставляют неприятности жителям района, начинают негативно сказываться и на местном бизнесе.
Сегодня на Васильевском острове расположено 23 бизнес–центра классов А и B общей площадью 248 тыс. м2. По словам аналитиков компании Maris, существующие офисные проекты сохраняют высокий уровень заполняемости (90% — класс А, 91% — класс В). Однако ставки на офисные помещения снижаются. Средняя ставка по классу А с середины 2012 года снизилась на 9%, по классу В — на 5%.При этом оттока арендаторов с острова не наблюдается.
"В бизнес–центрах на Васильевском мы не стали снижать ставки, но и не повысили их, как в других центрах нашей сети, потому что транспортная ситуация немного дает о себе знать, — говорит Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес–центров "Сенатор" (ХК "Империя"). — А проблемы с пробками на острове возникают только после 17 часов". Он добавляет, что за 2012 год "Империя" открыла на Васильевском острове два бизнес–центра общей площадью 35,5 тыс. м2, один заполнен более чем на 90%, а другой стремится к этому.
Заместитель директора ООО "ЛАТТИ" (занимается речными круизами) Елена Рогова считает, что закрытие мостов на Васильевский остров в летний период, а также ремонт вантового моста и окружной дороги приводят к тому, что туристические компании не могут обеспечить проведение качественных экскурсий.
"Туристам приходится простаивать в пробках и опаздывать на экскурсии, заказанные в музеях. Нам же приходится оплачивать перекаты транспорта из–за пробок", — сетует Елена Рогова.
Управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев считает, что сейчас изменить ситуацию уже не получится, но нужно задуматься о том, чтобы подобного коллапса не произошло в будущем: "Единственный выход — это разработка стратегического плана развития транспортной инфраструктуры на срок от 5 до 15 лет".

Изменили график

Представители торговых сетей, больше ориентированных на внутренний спрос в районе, уверяют, что не испытывают трудностей в связи с коллапсом. В сети "Лента" заверили, что причин для беспокойства нет, по крайней мере с точки зрения обеспечения населения района продуктами питания. Директор Северо–Западного управления "Дикси" Андрей Нор–Аревян поделился успешным примером решения проблемы: для крупных компаний, занимающихся регулярными поставками в магазины, был скорректирован график поставки — автомобили к "Дикси" идут или в 5 утра, когда дороги еще пусты, а проезд по мостам уже открыт, или поздно вечером перед разведением мостов. Если необходимы поставки в течение дня, они обеспечиваются использованием автомобилей меньшего тоннажа.
На стоимость жилой недвижимость транспортная ситуация на острове пока не повлияла, однако немного понизился спрос на аренду. "Ряд арендаторов переориентировался на Центральный район — например, зону у станции метро "Адмиралтейская" и Петроградский остров, — рассказывает менеджер департамента аренды жилого фонда компании "Петербургская Недвижимость" Татьяна Натыкач. — Есть и те, кто отложил поиск новой съемной квартиры до открытия мостов". При этом арендодатели не спешат понижать ставки.
Несмотря на нынешние проблемы, девелоперы уверены в перспективности района.
По оценкам O2 Development , в ближайшие 3 года Васильевский остров может стать одним из самых развивающихся районов, благодаря намывным территориям, где в том числе планируется открытие новых станций метро.
"Васильевский остров мне кажется наиболее перспективным местом для вложения денег, в том числе и потому, что все сейчас немного паникуют, но мы понимаем что проблемы временные", — соглашается Дмитрий Золин.