"Деловой Петербург". Непопадание в такт как повод для гордости

В искусственном городе, построенном по западному образцу, культурные революции неизбежны. У Петербурга уже есть аутентичная музыка, искусство, литература и кинематограф. Не хватало только фэшн–бунта, который бы провозгласил царство нового, оригинального стиля.

"В конце концов, мы — центр Европы, я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия. Хотите отрезной рукав — пожалуйста. Хотите плиссированную юбку с вытачками — принимаю и это. Но опускать линию талии не дам!" Большой эстет, герой фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен", вряд ли нашел бы общий язык с Петром I, переодевшим знать в "немецкое" платье, зато в наши дни был бы принят как единомышленник в доме у любого петербургского дизайнера.

Не стоит сравнивать

Модным творцам в нашем городе мировые тренды не указ. Оказаться вне контекста, опередить время или немного отстать от него — любое непопадание в такт для них — законный повод для гордости. Не стоит сравнивать родных фэшн–гениев с западными коллегами, даже самыми прославленными. Лучший комплимент для кутюрье — восторг открытия абсолютно уникальной вещи. Удивительно, но это правило работает на всех этажах петербургской моды: от старейших домов, открывшихся в 1990–е, до совсем юных компаний, которые пафосному слову "бренд" предпочитают более легкое и безответственное — "студия".

Модные индивидуальности

Каждый из местных дизайнеров по–своему трактует формат презентации новых коллекций. Марки Tanya Kotegova, Lilia Kisselenko, Stas Lopatkin, Tatyana Parfionova — постоянные участники недель моды, собирающих тысячную аудиторию. Лариса Погорецкая, напротив, регулярно организует показы для небольшого круга партнеров и клиентов в "Гранд Отеле Европа", а Елена Бадмаева устраивает масштабные шоу в Манеже или, к примеру, в Ораниенбауме.
Каждый кутюрье творит в характерной манере, так что спутать его с коллегой решительно невозможно. Платье от Котеговой — само воплощение безупречной, но нескучной элегантности, наряды от Парфеновой — цветная сказка из бархата, шифона и кружева, щедро украшенная вышивкой. Лопаткин — мастер романтичных платьев из шифона и бесценного кружева, Погорецкая — костюмов амазонок начала XIX века. Кисселенко любит русский конструктивизм и японский минимализм, Бадмаева — лубочные картинки и плафоны эпохи барокко.
Расширение бизнеса здесь также особенное: Парфенова пишет картины, выпускает книги рассказов, создает коллекции мебели, постельного белья, фарфора, сотрудничает с "Асторией" и Михайловским театром. Кисселенко работает с японскими брендами одежды и украшений, Лопаткин в этом году открыл линию мужских костюмов made to measure, Погорецкая — корнер в ДЛТ.

Креативный бизнес

Модной индустрии в Петербурге в этом году исполняется 25 лет, если вести отсчет от основанной в 1988 году компании меховых аксессуаров Kaminsky. Закупаться моделями ручной работы Марины и Сергея Каминских каждый сезон приезжают байеры со всей страны. Для России закупка пока редкий случай (обычно дизайнеры сами ищут каналы сбыта), но именно по этому пути идут сегодня все молодые петербургские дизайнеры: Katerina Levina, Sanan Gasanov, Osome2some, Cat`s Production, Leonid Titow, Natali Leskova, Greatcriss, Oh, my и Freedom.
Есть и другая жизнь: Татьяна Парфенова, Таня Котегова, Янис Чамалиди, Ирина Танцурина, Леонид Алексеев, Pirosmani, Сергей Бондарев, Mira Miru владеют собственными бутиками. Не стоит сбрасывать со счетов рожденный в Петербурге масс–маркет: Sela, Zarina, Oggi, Be Free, Concept Club и Extra, запускающая все новые молодежные бренды — Devo, Eat my shirts, Flicka, Violet, — с таким энтузиазмом вполне можно дать отпор зарубежным акулам рынка.
Замечательно, что большой модный бизнес не мешает жить многочисленным скромным мастерам, занимающим, как это было принято в эпоху Средневековья, какую–нибудь одну, миниатюрную нишу. Рукотворные украшения Saha & Pasha, галстуки–бабочки Pepe Crew и Make my day, сумки Asya Malbershtein, Nastya Klerovsky, Kokosina — вещи оригинальные, странные, наивные, и без них картина фэшн–мира в Петербурге была бы неполной.