"Деловой Петербург". Молодые бизнесмены учатся сотрудничеству с иностранными партнерами

Автор фото: Зубкова Татьяна

Большинство молодых предпринимателей, развивая свой бизнес в Петербурге, думают о его расширении и выходе на рынки других стран. Если они ищут за рубежом производственные площадки, то иностранные бизнесмены ищут в России дистрибьюторов.

Примеров взаимодействия иностранных компаний и молодых предпринимателей из Петербурга очень много. Причем не только с европейскими странами. Так, соучредитель Quadro Electric Владимир Млынчик (23 года) собирается устанавливать громозащиту российского производства на линиях электропередачи Вьетнама. Представитель проекта Kiseleva Black Wood Family Анастасия Киселева (25 лет) налаживает поставки в Россию черного дерева из Танзании.
Взаимодействие с зарубежными партнерами — новый тренд, отмечают эксперты: молодые бизнесмены открыты для контактов и стараются выходить на иностранные рынки. И если производство в Китае — уже обычное дело для молодых предпринимателей, то дистрибуция австралийской продукции, как у компании "Атанава" Александра Чейды (21 год), или партнерство с Израилем, Австрией и Италией в области энергетики — свежие направления бизнеса.
"Сейчас мы начинаем работать с Вьетнамом, там очень большие проблемы с электрическими сетями — они не поспевают за ростом городов. Кроме того, существуют значительные трудности с грозозащитой. Мы выделили для себя эти направления и уже начинаем работать", — рассказывает Владимир Млынчик. По его словам, продавать что–то на Востоке довольно тяжело: азиаты любят трогать то, за что они платят деньги. По его мнению, если в США и Европе россияне подобны гастарбайтерам, то с Азией у России обратная ситуация: там РФ еще может что–то предложить, нет большого разрыва в технологиях. Предприниматель говорит, что компании из США часто обращаются к Quadro Electric, планируя выход на российский рынок, и зачастую с ними тяжело найти точки соприкосновения.
"В Америке нет слова "проблемы". Никогда нельзя говорить про свои неудачи и трудности. У всех все хорошо", — говорит Владимир Млынчик и добавляет, что иностранцы, в отличие от российских партнеров, всегда отвечают на электронные письма. По его словам, многие европейские компании в области высоких технологий хотят работать в России и ищут себе здесь надежного партнера.

Экзотический партнер

Анастасия Киселева занимается поставками из Танзании африканского черного дерева гренадил — оно используется для изготовления паркета и частей музыкальных инструментов. Поставить дело на поток пока не получается: успешно проведены только несколько сделок на небольшие партии. Наладить массовые поставки трудно из–за бюрократических сложностей в оформлении.
"России такая коррупция, как в Танзании, даже не снилась, — говорит предпринимательница. — Чтобы экспортировать гренадил, необходимо получить особое разрешение в местном министерстве туризма и экспорта, а для этого, учитывая масштабы поставок и необходимость оформления перевозки дерева в контейнерах, нужно очень много денег".
По словам Анастасии, контролировать поставки сложно из–за различия в менталитете: заказчики в России не могут долго ждать, а в Танзании, наоборот, бытует поговорка "Большая спешка не имеет благословения".
Генеральный директор логистической компании "Мультитранспорт" Людмила Корсуновская рассказывает, что в их бизнесе 50% подрядчиков являются иностранными компаниями. "Около 10% заказчиков наших услуг — зарубежные компании из Финляндии, Германии и других стран. Есть среди партнеров компании–заказчики, зарегистрированные в РФ, но с иностранным управляющим из Франции, Индии или Греции во главе", — говорит она.
При выборе партнера большое значение, по словам Людмилы Корсуновской, имеет правильно составленный и подписанный в соответствии с международным законодательством договор. Ведь это основной документ, по которому будут вестись судебные разбирательства в случае конфликта. Она говорит, что работать с иностранцами приятно: их отличают четкость и высокая эффективность.

Бесплатные связи

Поиск иностранных партнеров уже стал обычной услугой в сфере консалтинга и даже получил свое имя — matchmaking.
В России в каждом сегменте рынка по поиску зарубежных партнеров действует три–пять сильных компаний, которые хорошо знают как российских рынок, так и западных поставщиков.
Максим Баланев, исполнительный директор компании "Евро Инфо Центр Санкт–Петербург", рассказывает, что чаще всего российских клиентов его центра интересует поиск партнеров для экспорта техники и технологий в странах Евросоюза, Южной Америки и Юго–Восточной Азии, а те, кому нужна готовая продукция, ищут партнеров в Китае.
Зарубежные игроки, по словам Максима Баланева, ищут в России дистрибьюторов или агентов, они рассматривают Россию, и в частности Петербург, в основном как рынок сбыта своей продукции. "В год мы обрабатываем более 200 запросов от компаний из ЕС, которые ищут контакты для бизнеса в России", — уточняет он.
В среднем услуги по поиску контактов для иностранных компаний стоят от 1 тыс. до 5 тыс. рублей за один контакт с потенциальными российским партнером.
В случае с поиском иностранных партнеров петербуржцы могут и вовсе обойтись без денег. Например, некоторые услуги компании "Евро Инфо Центр Санкт–Петербург" бесплатны для городских малых компаний, так как субсидируются федеральными и региональными властями в рамках поддержки экспорта.

Контакт напрямую

За услугой поиска партнеров обращаются тогда, когда нужно наработать необходимые связи в краткий срок, но есть и другой вариант: посещать специально устроенные для этого биржи контактов и выставки.
Российские предприниматели, уверяют эксперты, больше всего любят сотрудничать с Китаем, самой популярной в Юго–Восточной Азии считается Кантонская выставка ассортимента экспортной и импортной продукции Китая. Именно на Кантонской выставке идею для своего бизнеса по производству рубашек премиум–класса Bermuda нашел Владислав Фатеичев (26 лет). Специального агента — русскоязычного китайца, готового за гонорар вести переговоры от вашего лица с тем или иным производством, — можно найти и в Интернете.
Иностранные компании часто сами находят российских партнеров по Интернету. Здесь важен представительный и информативный сайт с английской версией, портфолио и рекомендации от других игроков рынка.
По словам директора московской компании NBTraning Надежды Бондаренко, специалиста по кросс–культурным коммуникациям, россиянам проще вести бизнес с представителями полиактивной культуры, основными маркерами для которой являются отсутствие порядка, открытость и инвестиции в человеческие отношения.
"Нам более–менее понятно поведение итальянцев, французов, испанцев в силу общих полиактивных ценностей, — поясняет эксперт. — И наоборот, трудно вести переговоры с Германией, ярким представителем моноактивной культуры, не терпящей нарушений договоренностей и потери времени".