"Деловой Петербург". Эксперты предлагают новые налоговые оазисы для российских капиталов

Автор фото: Грин Евгений

Средства российских вкладчиков в кипрских банках достигают 20 млрд евро. Кипр привлекал низкой ставкой на прибыль и удобным банковским сервисом. Теперь доверие у вкладчиков к этой стране подорвано, и инвесторы рассматривают 10–20 альтернативных Кипру офшорных стран.

Киприоты собираются принять закон, предусматривающий введение одноразового налога 6,75% на счета с суммами ниже 100 тыс. евро и 9,9% — на вклады свыше 100 тыс. евро. Такое условие поставила Кипру еврогруппа в связи с предоставлением островному государству финансовой помощи в объеме 10 млрд евро. Если закон не будет принят, Кипру грозит дефолт.

Потеря привлекательности

Средства российских вкладчиков в кипрских банках, по разным оценкам, составляют сумму от 14,6 млрд до 20 млрд евро. И каким бы ни был итог переговоров, банки Кипра уже утратили привлекательность в глазах вкладчиков. "Нововведения с налогами негативно отразятся на имидже Кипра, многие компании, имеющие там офисы и представительства, закроют их. В конечном итоге бизнес перестанет использовать кипрские компании", — полагает Борис Максимов, партнер консалтинговой компании Heritage.
"Конечно, с банковской точки зрения Кипр потерял привлекательность для частных вкладчиков. Однако российские компании продолжат выводить свои активы на Кипр. Если российская компания принадлежит кипрской, а та в свою очередь — компании с Британских Виргинских островов, то при ее продаже акционеры будут платить налог на прибыль не в России, а на Кипре", — поясняет Владимир Скляревский, гендиректор ИК "Стратегии корпоративных инвестиций и финансов".
Между Россией и Кипром есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Привлекательность кипрской налоговой системы заключается в более низкой ставке налога на прибыль: если в России этот налог составляет 20%, то на Кипре — 10%. Впрочем, среди мер по наполнению бюджета Кипр планирует и повышение ставки налога на прибыль до 12,5%. По словам Скляревского, в мире десятки офшоров всегда готовы принять российские деньги.

Куда податься

"Не исключено, что Кипр останется транзитной зоной из–за льгот по налогам, а дальше средства будут уходить в другие офшоры, да и просто в другие страны, где не нужно будет объяснять, откуда взялись деньги", — предполагает один из петербургских консультантов, попросивший не называть своего имени в печати.
По словам Владимира Скляревского, если у Кипра пропадает привлекательность с точки зрения сохранности денег, то вкладчики предпочтут Латвию из–за близости либо Швейцарию из–за безопасности.
Борис Максимов также считает, что у инвесторов есть 10 – 20 альтернативных Кипру офшорных стран. Фирмы, регистрирующие офшоры, как правило, предлагают Белиз, Британские Виргинские острова (BVI), Великобританию, Кипр, Гонконг, Латвию, Сейшелы и Швейцарию.
Мэр Лондона Борис Джонсон заявил вчера в интервью телеканалу Bloomberg, что британская столица заинтересована в российских капиталах, которые могут уйти с Кипра.
"Мы заинтересованы в российских деньгах", — подчеркнул Джонсон. Мэр Лондона и ранее привлекал внимание своими экстравагантными заявлениями. Например, он призывал всех российских олигархов судиться в Лондоне, чтобы увеличить доходы британских адвокатов.
Британским подданным, хранящим сбережения на Кипре, компенсируют потери от налога на депозиты, заявил в воскресенье министр финансов Великобритании Джордж Осборн.