"Деловой Петербург". Рональд Шульц: Европа уже плачет, а в России еще смеются

Региональный директор Lufthansa в Российской Федерации и странах СНГ Рональд Шульц рассказал "ДП" о конкуренции на рынке международных авиаперевозок, впечатлениях от нового терминала аэропорта Пулково и о том, когда можно будет улететь из Петербурга в Европу за 33 евро.

Каковы итоги работы Lufthansa в Петербурге в прошлом году?
— До сих пор Lufthansa остается крупнейшим иностранным перевозчиком в петербургском аэропорту. Наша доля в международных перевозках из Пулково составляет более 10%. В прошлом году мы вновь поставили рекорд по количеству пассажиров: рейсами Lufthansa между Германией и Петербургом воспользовались 463 тыс. пассажиров, что на 2% больше, чем в 2011 году. Большой рост наблюдался в 2012 году в премиальном сегменте (имеются в виду частные самолеты и первый класс) — это было не 2%, как в целом по Петербургу, а 35%. Всего в России авиакомпания перевезла 1,5 млн пассажиров.
Чувствуете рост конкуренции?
— Необязательно ощущать усиление конкуренции, чтобы предоставлять лучший сервис. Мы исследуем, куда направляется поток пассажиров из Петербурга. Если посмотреть на карту Европы, то на северо–востоке находится Петербург, в центре — Германия. Наши конкуренты — Лондон и Париж. Но пассажиры вряд ли полетят в Ниццу через Лондон. Кроме того, Lufthansa предоставляет наилучшие возможности для стыковок, потому что из Петербурга ежедневно предлагается три перелета через Франкфурт и два через Мюнхен. Самый большой конкурент у нас — авиакомпания "Россия", у нее 50%–ная доля рынка. Россияне охотно летят своей авиакомпанией, и она предлагает беспосадочные перелеты.
Какая доля пассажиров летит дальше из Германии?
— Около 80%. Мы называем себя сетевым перевозчиком, наша маршрутная сеть как паутина по всему миру.
Какие направления развития для вас приоритетны?
— Везде, где самолеты не на 100% загружены, есть резерв для развития. Мы стараемся всегда реагировать на запросы и посылать самолеты большей или меньшей вместимости.
Есть ли у вас планы по развитию полетов в другие города России?
— В России мы не можем пока открывать новые рейсы. С лета 2013 года мы вынуждены даже закрыть рейсы в Казань и Пермь — из–за неприбыльности этих направлений. Количество перелетов в Самару и Нижний Новгород, наоборот, будет увеличено практически в 2 раза.
В полетах в страны СНГ Lufthansa ограничена межправительственными договорами между Германией и соответствующей страной. Например, в этом году мы будем летать в Баку не 4, а 5 раз в неделю. В Казахстан мы бы с удовольствием летали больше, но это пока невозможно. Так, мы бы хотели летать в города Актау, Атырау — где нефть, но межправительственными соглашениями это не предусмотрено.
Что дает кооперация с Austrian Airlines и Swiss, входящими в Lufthansa Group, на российском рынке?
— Как правило, пассажиры, которые пользуются Swiss, летят непосредственно в Швейцарию, а на Austrian — в Австрию. Сейчас эти авиакомпании выполняют по одному ежедневному рейсу из Петербурга в Цюрих и Вену соответственно, и можно комбинировать рейсы. Например, лететь туда авиакомпанией Lufthansa через Франкфурт, а возвращаться в Пулково через Вену. В этом году Austrian начинает выполнять второй ежедневный рейс из Петербурга в Вену, что даст еще больше возможностей для стыковок.
В Петербурге идет строительство нового терминала аэропорта Пулково . Один из участников концерна — Fraport — управляет основным хабом Lufthansa — аэропортом Франкфурта. Чего вы ожидаете от его прихода в Петербург?
— В последний раз я был в петербургском аэропорту в мае прошлого года, видел новое здание. Думаю, он будет готов вовремя, не как международный аэропорт в Берлине, который никак не могут запустить. В новом петербургском аэропорту будет очень красивая архитектура, а также вся необходимая инфраструктура и удобная навигация для пассажиров. Fraport знает, что нужно авиакомпаниям в аэропорту.
Есть ли перспективы у развития лоукост–перевозок в Петербурге?
— Нужно спросить российских политиков, насколько они хотят защитить свой рынок.
В этом году c 1 июля запускается новая концепция перелета от обновленной авиакомпании Germanwings — дочерней компании Lufthansa. Постепенно все рейсы в неосновные хабы Lufthansa: Берлин, Дюссельдорф и Гамбург — возьмет на себя Germanwings, а Lufthansa будет летать только в Мюнхен и Франкфурт.
Концепция предполагает три вида тарифов, самый дешевый из них — Basic — будет соответствовать обычному лоукост–перелету и не включает, например, еду и багаж. А в самом полном тарифе Best предполагается обслуживание на уровне бизнес–класса.
Из Петербурга до конца года Germanwings начнет выполнять рейсы в Дюссельдорф. Цены в базовом тарифе будут начинаться от 33 евро.
Петербург имеет хорошие перспективы для развития лоукост–перевозок, потому что он ближе к Европе, чем Москва. Если отсюда лететь 2,5 часа, то Москва — это больше 3 часов.Четырехчасовой перелет стоит больше денег, и лоукост–перевозчики должны учитывать это. Если рынок откроется, то есть будет либерализовано воздушное движение, то будет много новых лоукост–перелетов.
Чего вы ждете от 2013 года?
— Россия сегодня — один из самых динамичных рынков в мире. Можно сказать, что вся Европа уже плачет, а в России еще смеются. Мировой авиационный рынок вырос в прошлом году в целом на 15 – 20%, а динамика роста авиационного движения взаимосвязана с ростом экономики. В Америке не так хорошо обстоят дела. В Западной Европе люди летают меньше. Но если посмотреть на Китай и Россию, то тут все хорошо.
Мы не ожидаем снижения объемов перевозок в этом году, но нельзя сказать, будет ли рост. В 2011 году мы увеличили перевозки на 25% по сравнению с 2010 годом — но это было время после кризиса. В 2012 году рост был 2% по сравнению с 2011 годом. Сейчас мы перевозим 1,5 млн пассажиров. Это много, но мы постараемся и дальше расти.
 
 

Биография

Рональд Шульц

> Начал работу в Lufthansa в 1990 году как торговый представитель в Лейпциге. С 1999 года стал региональным менеджером по Верхневолжскому региону и переехал в Нижний Новгород.
> В марте 2003 года покинул Россию и возглавил представительство авиакомпании в Индонезии.
> С 2007 года — директор по развитию бизнеса авиакомпании в России и странах СНГ, с 1 августа 2008 года — региональный директор Lufthansa по России и странах СНГ.