"Деловой Петербург". Реальные расходы петербуржцев в феврале сократились на 15%

Автор фото: Свистунова Валентина

Реальные расходы петербуржцев в январе 2013 года сократились на 9%, а в феврале — на 7% по сравнению с аналогичными показателями 2012 года. С учетом инфляции снижение затрат и вовсе составило 15%. При этом в других городах России жители, наоборот, в первые 2 месяца 2013 года тратили на 15% больше.

Потребительская активность в Петербурге снижается уже более года, отмечают аналитики "Ромир".
По словам собственника Esper Group Виктора Щукина, очевидна связь между доходами населения и уровнем продаж.
До президентских выборов правительство удерживало ставку рефинансирования на более низком уровне. После выборов ставка повысилась и продолжает расти. Это означает удорожание кредитов. Поэтому потребители отказываются от покупки товаров не первой необходимости: это бытовая техника, одежда и обувь.
"Начало 2013 года очень тревожное. Рост объемов потребления серьезно замедлился, и далеко не все оказались к этому готовы", — говорит гендиректор "Инфолайна" Иван Федяков.

Спасли распродажи

Однако не все опрошенные "Деловым Петербургом" ретейлеры подтверждают статистику аналитиков. Так, по словам президента Finn Flare (одежда сегмента средний плюс) Ксении Рясовой, в январе рост продаж в петербургских магазинах составил в среднем 10%. В ряде точек в отдельных ТЦ этот показатель превысил 20%. "В феврале динамика хуже, но мы это связываем с перевыполнением январского плана", — отмечает Ксения Рясова.
"Благодаря своевременной распродаже, которую мы провели с конца декабря по начало февраля, продажи превысили план, даже несмотря на уменьшение среднего чека", — рассказал директор по коммуникациям Concept Club (одежда в сегменте масс–маркет) Вячеслав Добрин.
В сети Sela также подтвердили, что нынешний январь стал более успешным, чем в прошлом году. По словам вице–президента Sela Эдуарда Остроброда, продажи LFL (сопоставимых магазинов) выросли на 13%, а средний чек — на 32%.
"В январе–феврале мы перевыполнили план на 10%, продажи LFL составили 30% благодаря различным рекламным акциям и ночам распродаж в праздники", — отметил директор департамента продвижения сети "585" Александр Тарасов.

Не до обустройства

А вот сети по продаже дорогой одежды и аксессуаров, мебельная розница и сегмент DIY (товары для дома и ремонта) действительно переживают не лучшие времена.
"У нас в январе 2013 года по сравнению с январем прошлого года колоссальный провал, минус 20%! А с учетом инфляции мы просели почти на треть", — рассказал собственник одной из петербургских сетей по продаже одежды и аксессуаров (сегмент средний плюс), отмечая, что предпосылок к такому падению не было. По его словам, январь традиционно тяжелый месяц по продажам, но обычно есть рост хотя бы на уровне инфляции. Ретейлер связывает падение продаж с высокой закредитованностью населения.
"В январе 2013 года мы отработали с нулевым ростом. В феврале наблюдался рост буквально в 1 – 2%", — говорит гендиректор "Первой мебельной фабрики" Александр Шестаков. В одной из сетей по продаже товаров для дома и ремонта сообщили, что в январе по рынку были очень плохие продажи.
"Поскольку Петербург показывает результаты, прямо противоположные российским тенденциям (рост продаж в непродовольственной рознице на 15%), возможно, все дело в соседстве Петербурга с Финляндией, где петербуржцы привыкли покупать все — от одежды до моющих средств", — говорит Ксения Рясова.
По данным Global Blue Finland, в феврале 2013 года объем продаж по системе Tax free в Финляндии составил 22,6 млн евро (+12% к февралю 2012 года), из них 94% — это траты россиян.