Недостатки энергосбытовой отрасли вынуждают потребителей электроэнергии искать способы ухода от финансовых потерь/Непредсказуемый электросбыт

Автор фото: Свистунова Валентина

Реформа электроэнергетической отрасли в России, разделившая единый комплекс на три составляющие — генерацию, транспортировку и сбыт электроэнергии, регулярно подвергается критике. Недавний скандал, связанный с холдингом "Энергострим", доказал уязвимость схемы поставки электроэнергии с прослойкой посредников в виде сбытовых компаний. В свою очередь, стремление избавиться от посредников толкает потребителей на создание собственных сбытов.

Философия реформы

Единая энергетическая компания РАО "ЕЭС России", созданная в 1992 году путем акционирования электроэнергетики, перестала существовать в 2008 году. Реформаторы во главе с председателем правления РАО Анатолием Чубайсом объявили своей целью создание конкурентной среды в отрасли. Энергетический комплекс раздробили на множество компаний. Так, в Петербурге после реформирования "Ленэнерго" компании с таким же названием досталась только сеть по передаче электроэнергии, большинство же генерирующих мощностей объединила ТГК01, а в сбытовом сегменте крупнейшим игроком стала Петербургская сбытовая компания (ПСК).
Реформаторы ожидали, что за счет конкуренции тарифы на электроэнергию будут постепенно снижаться. Однако пока такого эффекта не наблюдается, тарифы на электроэнергию постепенно растут. Сейчас конечная цена 1 кВт/ч зависит от множества факторов: уровня напряжения, на котором идет потребление, категории потребителя или уровня мощности, политики региона по тарифам сетей и сбытовым надбавкам. В частности, сбытовые надбавки разнятся по России от 6,5 до 48 копеек с 1 кВт/ч, среднее значение в Петербурге — 11 копеек.
ООО "МагнитЭнерго" (энергосбытовая компания, созданная холдингом "Магнит") заявило о себе еще в прошлом году, став членом НП "Совет рынка", отвечающего за функционирование оптового рынка электроэнергии. Однако эксперты до сих пор продолжают спорить о целесообразности создания подобной структуры.
По словам руководителя службы маркетинга и реализации электроэнергии Энергосбытовой компании Кировского завода Александра Ломейко, новой энергосбытовой компании достаточно в одном регионе получить статус субъекта ОРЭМ — оптового рынка электроэнергии и мощности (для этого ретейлер должен иметь в регионе объекты суммарной присоединенной мощностью не менее 20 МВА), и затем она может приходить в другие регионы.
"Идея вытащить компанию на оптовый рынок и сэкономить на сбытовой надбавке для сети с несколькими тысячами магазинов — крайне затратная конструкция с рискованным экономическим эффектом", — возражает Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. Только работа на розничных рынках в течение года–двух позволит думать о прибыли, утверждает он.
Об иных сроках говорит гендиректор ООО "Ленстрой" Алексей Самсаков: "Дополнительные затраты — техническое обслуживание, оплата специалистов — поглотят на ближайшие 5 – 6 лет всю возможную прибыль. Забывают и о том, что система автоматизированного учета (АИИСКУЭ), которая должна стоять на каждом объекте, — это дорого. И если на юге и в центре страны "Магнит" может экономить до 15 копеек с 1 кВт/ч, то в других регионах больше 5–7 копеек им не получить". Следовательно, заключает он, заход крупнейшего акционера торговой сети "Магнит" Сергея Галицкого в энергетику — не более чем пиар–акция, протест против монополии. Нежелание руководства "МагнитЭнерго" давать комментарии прессе подтверждает, что целью ее создания является не столько бизнес, сколько желание добиться для холдинга более выгодного тарифного меню в регионах. "Для пиара структуры такого уровня не создаются", — парирует Сергей Пикин.

Преимущества самостоятельности

"Со времен реформы РАО крупные потребители старались избегать рисков, связанных со сбытом, — независимые энергосбытовые компании позволяли им оптимизировать расходы, особенно в случае высокой территориальной концентрации активов", — вспоминает Сергей Кондратьев, старший эксперт фонда "Институт энергетики и финансов". И хотя "Магнит" — потребитель скорее средний, направление мыслей ретейлера правильное: это позволяет, например, избежать переплаты за фактическое подключение и сократить его срок с 2 лет (при прямом взаимодействии с городскими сетевыми компаниями) или полугода (услуги посредников) до минимума. Иногда магазины подключают и неофициально, однако после этого монополист обычно выставляет штраф.
"Переход на свою энергосбытовую компанию позволяет контролировать документацию, быстрее открывать точки, не ориентируясь на штрафы, и самим перед собой отвечать за потребление", — объясняет Алексей Самсаков.
Как считает управляющий директор ОАО "ПСК" Максим Шаскольский, создавать независимые сбытовые компании потребителям не имеет смысла. "Основной объем работы гарантирующие поставщики выполняют за сбытовую надбавку, которая сегодня минимальна и существенно не влияет на конечную цену электроэнергии для потребителя. В этой связи крупным холдинговым структурам целесообразнее сконцентрировать свой финансовый и технический потенциал на грамотно выстроенной системе планирования потребления энергоресурсов, ведь именно здесь и скрыты возможности для экономии", — говорит он.

Недобросовестный сбыт

Между тем ситуация на оптовом рынке электроэнергии в России не самая благополучная.
За прошедший год задолженность потребителей перед электроэнергетиками выросла почти на 70% — с 33,8 млрд до 58,3 млрд рублей. Как отметил на заседании президентской комиссии по ТЭК президент РФ Владимир Путин, основные неплатежи на ОРЭМ сформировали гарантирующие поставщики (ГП), подконтрольные холдингу "Энергострим". Их общий долг, по некоторым оценкам, достиг на сегодня 25 млрд рублей.
"Путин обратил внимание на неплатежи, когда ситуация с ними достигла критической точки и генерирующие компании, несущие значительные убытки, вынуждены были перейти к активным действиям по защите своих интересов, — комментирует аналитик Банка БФА Дмитрий Жданов. — Ранее они не рисковали банкротить сбыты, надеясь получить с них хоть что–нибудь".
По нормам, вступившим в силу в конце 2012 года, функции ушедших с рынка энергосбытовых компаний автоматически переходят территориальным энергосетям. В соответствии с приказом Минэнерго клиентов "Энергострима" приняли четыре межрегиональные сетевые компании (МРСК). Недавно также стало известно, что статусы субъектов оптового рынка потеряли еще два ГП — "Колэнергосбыт" и "Тулэнергосбыт". С 1 марта их функции переходят соответственно к "МРСК Северо–Запада" и "МРСК Центра и Приволжья". Таким образом, решая чужие проблемы, сетевая монополия "Холдинг МРСК", которая контролирует региональные МРСК и вскоре переименуется в "Российские сети", все прочнее укореняется на сбытовом рынке.
"Конечно, ГП как отрасль исчезнуть не могут. Но в России нормальна ситуация, когда генерирующие компании владеют сбытами (скажем, "РусГидро"). Такая подстраховка вполне логична, — объясняет Сергей Кондратьев. — У сбытов есть свои риски: не всегда потребитель платит своевременно, долги могут накапливаться, а на оптовом рынке платить необходимо в срок. При правильном управлении сбыт может быть хорошим активом: так, при собираемости в 97 – 98% рентабельность его достаточно высока".
"Передача функций сбыта сетям — вынужденная и, надеюсь, временная мера. Правильнее, на мой взгляд, развивать механизмы санации ГП, в том числе через введение специального счета, расчеты по которому может осуществлять только уполномоченное лицо, не связанное с командой поставщика", — считает директор НП "Сообщество потребителей энергии" Дмитрий Говоров.

Влияние на тарифы

Понять, что ждет энергосбытовой рынок в будущем, пока достаточно сложно: все будет зависеть от стоимости энергии и новых ожидаемых правил оптового рынка. "Сейчас высокий тариф получают сети, и потребитель должен его оплачивать. Мой прогноз: эти тарифы будут расти, и расти сильнее, поскольку с постепенным объединением сетевых компаний в ОАО "Российские сети" монополия усиливается и создается больше возможностей для лоббирования ее интересов", — считает Сергей Пикин.
Дмитрий Жданов также не ждет снижения темпов роста тарифов для конечных потребителей. "Это маловероятно. Воровство в сбытах на стоимость электроэнергии практически не влияло. Она в гораздо большей степени зависит от цен на топливо, а в ближайшие годы по данному направлению особого просвета не видно — только по газу Минэкономразвития прогнозирует темпы роста цен до 15% ежегодно, что, конечно, найдет свое отражение и в росте цен на электроэнергию", — заключает аналитик.
Создание корпоративных сбытовых компаний — оправданный шаг для потребителей: появляется возможность самостоятельно покупать электроэнергию с оптового рынка. Уход от оплаты сбытовой надбавки гарантирующему поставщику (5 – 10% в конечной цене) — один из явных экономических стимулов. Другой эффект — создание энергетической компетенции внутри компании. Тенденция создания собственных сбытов прослеживается еще с начала 2000–х годов. Уместно вспомнить слова Наполеона: "Народ, который не хочет кормить свою армию, будет вынужден кормить чужую". Кормить чужую потребители не хотят.
Дмитрий Говоров
директор НП "Сообщество потребителей энергии"
Вопрос экономии — не самый сложный. В большей степени потребитель сейчас страдает от незнания изменений в нормативно–правовой документации и неумения применять то, что ему дано реформой энергетики. Сейчас ценообразование при расчетах со сбытовыми компаниями достаточно прозрачно: с ГП нужно выбирать ценовые категории в зависимости от режима работы предприятия, а с независимой сбытовой компанией цена вообще договорная. Есть все возможности для выбора оптимальной цены и экономии по максимуму. Однако потребитель зачастую предпочитает либо ничего не менять, либо менять все кардинально.
Салават Хафизов
директор ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода"