Другая блокада

Книга "Ленинградский "Блицкриг"

Городские власти, с моей точки зрения, забыли отметить 70–летие прорыва блокады. Ни книг, изданных на правительственные средства, ни международной исторической конференции. Между тем в кровавой истории осады Ленинграда до сих пор много неясного. Немецкий язык знают, к нашему позору, немногие историки Великой Отечественной. Военный переводчик Юрий Лебедев, автор книги "Ленинградский "Блицкриг", блестяще знает немецкий, библиотеки и архивы Германии.
Перед нами день за днем разворачивается страшная история первых 209 дней войны — от 22 июня 1941–го по 18 января 1942–го: времени, когда блокировавшей Ленинград группой армий "Север" командовал генерал–фельдмаршал Вильгельм Риттер фон Лееб. Собственно книга представляет собой монтаж дневниковых записей начальника генерального штаба сухопутных войск Германии Франца Гальдера, диктовок адъютанту и кратких записей Лееба.
Изучивший оба текста в первоисточнике, впервые переведший на русский Лееба и исправивший имеющийся перевод Гальдера, автор вносит значительные изменения в каноническую историю битвы за Ленинград. Прежде всего окончательно становится понятно: придуманная политработниками версия "героической обороны Ленинграда", спасшей город от немецкой оккупации в 1941 году, — чисто пропагандистский фантом.
Гитлер именно и хотел: Ленинград окружить, убить жителей голодом, а потом остатки города стереть с лица земли (такую же участь он уготовил и Москве). С его людоедской точки зрения — так было лучше, меньше потерь: уличные бои — самые кровопролитные, города — заминированы (это показал пример взорвавшегося киевского Крещатика). Город окончательно спасли не приказы Георгия Жукова, а твердый приказ Гитлера о переброске авиации и танков из–под Ленинграда к Москве и, конечно, Дорога жизни.
Осенью 1941 года немцев подвела и самоуверенность, они не пытались форсировать Неву и соединиться с финнами на Карельском перешейке. Меж тем финны, повинуясь приказам осторожного Маннергейма, реку Сестру переходить не стали. Тесного окружения не получилось. Из книги Лебедева хорошо видно, какие твари были нацисты и что бы они сделали с ленинградцами, войди вермахт и СС в город. "Психиатрические больницы в полосе группы армии "Север". Русские считают душевнобольных исцелимыми. Все равно нужно умерщвлять". "Ни один немецкий солдат не должен входить в этот город. Те, кто хочет покинуть город через наши позиции, должен быть огнем возвращен на прежнее место". "Тифозный лагерь русских военнопленных, 20 тыс. человек обречены на смерть. Лагеря производят жуткое впечатления, однако какие–либо меры помощи в настоящее время невозможны". И т. д.
У этой страшной книги — хеппи–энд. В январе 1942–го Красная армия отбивает вермахт от города Волхова и гонит из Тихвина. Попытка окружить Ладогу проваливается. Начинается массовая эвакуация ленинградских женщин и детей по льду озера. За это Лееба снимают с командования группой армий "Север", и его записи и диктовки заканчиваются.